\

Красота и уродство. Моя рецензия

Тема в разделе "Музыкальный раздел", создана пользователем Serhii Kulykov, 2 дек 2021.

  1. Serhii Kulykov

    Serhii Kulykov "В данный момент времени нахожусь в дурдоме" VIP

    Рега:
    19 сен 2012
    Сообщения:
    260
    Шекелей:
    2.465G
    Karma:
    176
    Gold:
    2.465
    От нового альбома Оксимирона ценители его творчества ожидали многого. Проводя исторические аналогии, я бы сказал — ждали, что он вернётся с неким новым откровением и займёт наконец "вакансию поэта" — она, как мы помним по строкам из времени куда менее травоядного, чем сегодняшнее, "опасна, если не пуста". О масштабе гения Окси, соразмерности его хайпу, который он генерирует, и правомерности его претензий на эту вакансию можно, конечно, спорить. На мой взгляд, речь идёт уж по крайней мере о статусе первого поэта поколения тех, кому сегодня за тридцать. Этим обусловлено и моё внимание.

    Мирон, вне всяких сомнений, прекрасно осознаёт возложенный на него груз этих подспудных чаяний и, не без доли привычного самолюбования, первым же треком констатирует факт: "до сих пор никто из игроков не смог заполнить нишу". Более того, из кумиров нынешней молодёжи на это звание, в общем, никто и не претендует — по крайней мере, если мерить по лекалам морального авторитета: "модные царьки кормятся с руки: творческий прикид — коммерсы внутри". Это не говоря уже о технике работы со словом: "игра бедна текстовиками". В общем, больше некому — так что "пришло время вернуть должок".

    Альбом называется "Красота и Уродство". И, как и следовало ожидать, именно окружающего уродства здесь хватает с первых треков. Подобно Гоголю в "Мёртвых душах", Окси самозабвенно предаётся каталогизации наличной действительности. Краткое содержание: "вся страна — пост ГАИ", вокруг каждый — "иностранный агент, если не охраняемый и не мент", а виной тому "ресурсное проклятие на сырьевом придатке". И на всё это, разумеется, "глядит со льдины товарищ майор". Короче говоря, картина более чем неприглядная, зато складно зарифмованная. Но в целом она воспринимается как необходимая дань политическим реалиям, не более.

    После такой присказки начинаются уже некие намёки на творческий манифест: "если и сопротивляться, то не с печальным лицом” — и далее, там же: "ведь если я способен вернуться — способен каждый" (на этом месте я улыбнулся, подумав о баттле Хайда, который, как и Окси, совершил камбэк этой осенью, и по-своему не менее эпично). Короче, трек "Мы все умрём" лично для меня первым отправляется на репит. И тут, как говорится, всё заверте... Дальше в альбоме есть и эксперименты с читкой, и фирменное глумление с доведенным до абсурда неймдроппингом, и фан-сервис в виде отсылки к ютуб-каналу dropdead. Ну и просто матерная рифма ради матерной рифмы, потому что а почему бы и нет.

    Возникает впечатление, что Окси словно упивается вернувшимся к нему вдохновением, жонглирует словарным запасом и эрудицией просто потому, что может. Представляю, сколько нелепых образов и шероховатостей позже выхватят из этого потока сознания внимательные критики, уже разбирающие каждый трек по косточкам. Но из-за деревьев всех этих культурных кодов, которыми так густо усеяно, к примеру, "Окно в Париж", проступает и лес прямых высказываний вроде такого, например: "абьюз себя и близких — цена стиха. Может, и можно по другому, но пока — так".

    Передышку от самоабьюза и переход к красоте знаменуют две вещи: лирическое "Партизанское радио" и печальная "Непрожитая жизнь". И тут же, на контрасте — новый оскал уродства в треке "Празднуй". Здесь Окси начинает уже (наверняка осознанно) повторяться в своей палитре образов. Но в то же время звучит мысль о том, что альбом — "мастер-класс по тому, как выйти из кризиса", и на экваторе его Мирон формулирует жизненное кредо: "Выход есть: лишь отруби табу и танцуй! В 36 я полюбил свою ебаньцу". Посыл, прямо перекликающийся с исповедью в "Кто убил Марка" и визуалом клипа "Цунами".

    Кстати, если начинался альбом с Курёхина ("Хоп-механика"), то в концовке "Празднуй" мне померещились отсылки к Летову — эдакая "Невыносимая лёгкость бытия" на минималках, с отчётливыми басовыми нотами. Предвосхищая подобного рода догадки и обвинения в эклектичности, Окси в треке "Намешано" сам её отмечает — чтобы в паре следующих композиций в который уже раз сменить личину, вновь обращаясь к красоте. Слушая балладу о звёздах над Пантеллерией, я вспоминал калугинское "вечное солнце горит над Неаполем”. Что тут сказать, очередное попадание.

    Что дальше? Новый виток рефлексии в вязких аллитерациях ("Лифт"), хлёсткое обращение к коллегам по цеху и "фан-базе с вниманием золотых рыбок" ("Грязь"). И тут же — "Улёт" с очевидным потенциалом хита: и то сказать, как же первому поэту без письма к женщине? Юным слушательницам зайдёт наверняка, мне — не очень: уровень пронзительности слабоват, что ли? А может, всё дело в том, что Окси снова читает только о себе самом, в чём его упрекал Гнойный в том самом историческом баттле? Копилку размышлений пополняет трек "Эминем", а за ним — "Рецензия" с адресованным собственному детищу едким сарказмом: "автор не уверен в себе, выезжая за счёт рекурсий". Забавно.

    Закольцовывают альбом "Африканские бусы", подытожив заявленную в "Хоп-механике" тему: "кто устарел — посмотрим в начале тридцать второго". От последних же композиций я ожидал некоего катарсиса. И хотя лирический герой вначале задаётся риторическими вопросами ("Тень"), финал всё же расставляет точки. В треке "Дрейдл" все линии альбома сходятся и обретают логическое завершение. Мирон признаёт, что "ни просветления, ни мудрости не добыл" — но, тем не менее, сумел "доделать работу: для этого порой приходится уйти под воду". Монеточка вписалась в припев органично (вот уж сорвала джекпот: фит в начале с Нойзом, а теперь и с Окси).

    Закончить эту затянувшуюся рецензию я бы хотел цитатой из повести Сэмюэля Дилэни: "Певцы — это те, кому дано познать суть вещей и, познав, поведать о ней незрячим, даже тем, кто слишком горд, чтобы слушать". Были ли у меня подобные ожидания от нового альбома? Пожалуй. Справился ли Оксимирон с поставленной перед ним творческой задачей? Для себя — безусловно. Будет ли альбом принят позитивно? Скорее да, хотя на баррикады он не зовёт и особых откровений в нём искать, наверное, всё же не стоит. Тем не менее, многие наверняка увидят в ряде строчек себя — кто-то, возможно, даже найдёт в альбоме спасательный круг, помогающий пережить собственные метания. А это, согласитесь, уже немало.
     
  2. ScuMa

    ScuMa

    Рега:
    11 июн 2011
    Сообщения:
    1.969
    Шекелей:
    400G
    Karma:
    1.648
    Gold:
    400
    Аве!

    photo_2021-12-01_11-47-40.jpg

    Альбом очень понравился. Конечно, не без "проходных" треков, но каждый из слушателей Мирона найдет то, что ему понравится. Адски прекрасная смесь
     
  3. Serhii Kulykov

    Serhii Kulykov "В данный момент времени нахожусь в дурдоме" VIP

    Рега:
    19 сен 2012
    Сообщения:
    260
    Шекелей:
    2.465G
    Karma:
    176
    Gold:
    2.465
    Кстати, посмотрел обзор Плюшевого и был рад убедиться, что мы с ним в основном сошлись во мнении :)
     

Поделиться этой страницей