От нового альбома Оксимирона ценители его творчества ожидали многого. Проводя исторические аналогии, я бы сказал — ждали, что он вернётся с неким новым откровением и займёт наконец "вакансию поэта" — она, как мы помним по строкам из времени куда менее травоядного, чем сегодняшнее, "опасна, если не пуста". О масштабе гения Окси, соразмерности его хайпу, который он генерирует, и правомерности его претензий на эту вакансию можно, конечно, спорить. На мой взгляд, речь идёт уж по крайней мере о статусе первого поэта поколения тех, кому сегодня за тридцать. Этим обусловлено и моё внимание. Мирон, вне всяких сомнений, прекрасно осознаёт возложенный на него груз этих подспудных чаяний и, не без доли привычного самолюбования, первым же треком констатирует факт: "до сих пор никто из игроков не смог заполнить нишу". Более того, из кумиров нынешней молодёжи на это звание, в общем, никто и не претендует — по крайней мере, если мерить по лекалам морального авторитета: "модные царьки кормятся с руки: творческий прикид — коммерсы внутри". Это не говоря уже о технике работы со словом: "игра бедна текстовиками". В общем, больше некому — так что "пришло время вернуть должок". Альбом называется "Красота и Уродство". И, как и следовало ожидать, именно окружающего уродства здесь хватает с первых треков. Подобно Гоголю в "Мёртвых душах", Окси самозабвенно предаётся каталогизации наличной действительности. Краткое содержание: "вся страна — пост ГАИ", вокруг каждый — "иностранный агент, если не охраняемый и не мент", а виной тому "ресурсное проклятие на сырьевом придатке". И на всё это, разумеется, "глядит со льдины товарищ майор". Короче говоря, картина более чем неприглядная, зато складно зарифмованная. Но в целом она воспринимается как необходимая дань политическим реалиям, не более. После такой присказки начинаются уже некие намёки на творческий манифест: "если и сопротивляться, то не с печальным лицом” — и далее, там же: "ведь если я способен вернуться — способен каждый" (на этом месте я улыбнулся, подумав о баттле Хайда, который, как и Окси, совершил камбэк этой осенью, и по-своему не менее эпично). Короче, трек "Мы все умрём" лично для меня первым отправляется на репит. И тут, как говорится, всё заверте... Дальше в альбоме есть и эксперименты с читкой, и фирменное глумление с доведенным до абсурда неймдроппингом, и фан-сервис в виде отсылки к ютуб-каналу dropdead. Ну и просто матерная рифма ради матерной рифмы, потому что а почему бы и нет. Возникает впечатление, что Окси словно упивается вернувшимся к нему вдохновением, жонглирует словарным запасом и эрудицией просто потому, что может. Представляю, сколько нелепых образов и шероховатостей позже выхватят из этого потока сознания внимательные критики, уже разбирающие каждый трек по косточкам. Но из-за деревьев всех этих культурных кодов, которыми так густо усеяно, к примеру, "Окно в Париж", проступает и лес прямых высказываний вроде такого, например: "абьюз себя и близких — цена стиха. Может, и можно по другому, но пока — так". Передышку от самоабьюза и переход к красоте знаменуют две вещи: лирическое "Партизанское радио" и печальная "Непрожитая жизнь". И тут же, на контрасте — новый оскал уродства в треке "Празднуй". Здесь Окси начинает уже (наверняка осознанно) повторяться в своей палитре образов. Но в то же время звучит мысль о том, что альбом — "мастер-класс по тому, как выйти из кризиса", и на экваторе его Мирон формулирует жизненное кредо: "Выход есть: лишь отруби табу и танцуй! В 36 я полюбил свою ебаньцу". Посыл, прямо перекликающийся с исповедью в "Кто убил Марка" и визуалом клипа "Цунами". Кстати, если начинался альбом с Курёхина ("Хоп-механика"), то в концовке "Празднуй" мне померещились отсылки к Летову — эдакая "Невыносимая лёгкость бытия" на минималках, с отчётливыми басовыми нотами. Предвосхищая подобного рода догадки и обвинения в эклектичности, Окси в треке "Намешано" сам её отмечает — чтобы в паре следующих композиций в который уже раз сменить личину, вновь обращаясь к красоте. Слушая балладу о звёздах над Пантеллерией, я вспоминал калугинское "вечное солнце горит над Неаполем”. Что тут сказать, очередное попадание. Что дальше? Новый виток рефлексии в вязких аллитерациях ("Лифт"), хлёсткое обращение к коллегам по цеху и "фан-базе с вниманием золотых рыбок" ("Грязь"). И тут же — "Улёт" с очевидным потенциалом хита: и то сказать, как же первому поэту без письма к женщине? Юным слушательницам зайдёт наверняка, мне — не очень: уровень пронзительности слабоват, что ли? А может, всё дело в том, что Окси снова читает только о себе самом, в чём его упрекал Гнойный в том самом историческом баттле? Копилку размышлений пополняет трек "Эминем", а за ним — "Рецензия" с адресованным собственному детищу едким сарказмом: "автор не уверен в себе, выезжая за счёт рекурсий". Забавно. Закольцовывают альбом "Африканские бусы", подытожив заявленную в "Хоп-механике" тему: "кто устарел — посмотрим в начале тридцать второго". От последних же композиций я ожидал некоего катарсиса. И хотя лирический герой вначале задаётся риторическими вопросами ("Тень"), финал всё же расставляет точки. В треке "Дрейдл" все линии альбома сходятся и обретают логическое завершение. Мирон признаёт, что "ни просветления, ни мудрости не добыл" — но, тем не менее, сумел "доделать работу: для этого порой приходится уйти под воду". Монеточка вписалась в припев органично (вот уж сорвала джекпот: фит в начале с Нойзом, а теперь и с Окси). Закончить эту затянувшуюся рецензию я бы хотел цитатой из повести Сэмюэля Дилэни: "Певцы — это те, кому дано познать суть вещей и, познав, поведать о ней незрячим, даже тем, кто слишком горд, чтобы слушать". Были ли у меня подобные ожидания от нового альбома? Пожалуй. Справился ли Оксимирон с поставленной перед ним творческой задачей? Для себя — безусловно. Будет ли альбом принят позитивно? Скорее да, хотя на баррикады он не зовёт и особых откровений в нём искать, наверное, всё же не стоит. Тем не менее, многие наверняка увидят в ряде строчек себя — кто-то, возможно, даже найдёт в альбоме спасательный круг, помогающий пережить собственные метания. А это, согласитесь, уже немало.
Аве! Альбом очень понравился. Конечно, не без "проходных" треков, но каждый из слушателей Мирона найдет то, что ему понравится. Адски прекрасная смесь