Краткий гайд для тех, кто хочет познакомиться с любым устаревшим, технически или морально, произведением культуры. Тема навеяна отчаянным храбрецом, который без подготовки рванул впервые проходить второй Фоллаут и, закономерно, траванулся. Включить фоном, пока читаешь! Тут я сразу зайду с аналогии. Кот любит фантастику. В принципе, как жанр. И, среди прочего, люблю классику. К примеру, если вас спросить: "кто основал фэнтэзи", 95% ответит что Толкин. И ответ будет неверным. Толкин зачал то, что сегодня называют "эпическим" фэнтэзи, а также положил начало расовым фэнтэзийным шаблонам. Но что такое фэнтэзи? Это фантастика, где центральным фантастическим допущением является магия. Можно представить себе фэнтэзи где нет множества рас? Легко, таких много. Можно представить себе фэнтэзи, где есть и технологии? Легко, такие тоже встречаются. Можно представить себе фэнтэзи без Темного Властелина Абсолютного Зла? Да навалом и таких. Но хрен вы где найдете фэнтэзи, где нет магии. Вообще. Потому что тогда это, скорее всего, будет разновидность альтернативной истории либо научной фантастики (люди прилетели на звездолетах на планету, потом с какого-то хуя больше прилетать не смогли, местные одичали и спустились на несколько технологических уровней взад, став по старинке рубить-колоть друг друга мечам-копьями). Если же исходить из критерия необходимого фант. допущения и общей стилистики, то фэнтэзи тогда уж основал не Толкин, а скорее Говард. Не путайте с Лавкрафтом, они с Говардом дружили, но ваяли совершенно разные вещи. Говард придумал много персонажей, но самым его известным оказался Конан. Главным образом потому, что его удачно экранизировали в 80-х. Среди других его персонажей, вы могли случайно видеть экранизированную версию Соломона Кейна 2009 (можно не смотреть, фигня). Но даже Говарда нельзя однозначно назвать основателем жанра, были предтечи и до него. Говарда сегодня считают основателем "героического" фэнтэзи. Сам же жанр, если свосем угубиться содержит свои истоки во множестве произведений XIX-XX века, но по чуть-чуть. Толкин и Говард, что называется, сконцентрировали многие из этих ранних «чуть-чуть» в своих произведениях до критической массы, что и позволяет однозначно их идентифицировать как первых фэнтэзи авторов. Говард писал за 20 лет до Толкина. Писал в эпоху великой депрессии, за еду. Жил тяжко и закончил у себя в пикапе, с дробовиком во рту, т.к. не мог позволить себе оплатить лечение матери. До своей популярности не дожил "всего-то" 40-50 лет, когда героическим фэнтэзи были завалены полки всех книжных магазинов, а всем знакомый (и изрядно опошленный, в изначальном смысле этого слова) типаж "варвара" стал узнаваем любым ребенком и взрослым. А теперь к сути. Кот, разумеется, читал Говарда. И, черт подери, Кот его любит. Именно его Конана, а не несколько сотен подражателей, которые, пользуясь размытостью авторских прав в свое время, наклепали сотни книжонок "продолжений", "вбоквелов", "приквелов" и прочих "хуиквелов". Но можно ли сегодня воспринимать работу Говарда серьезно, по современным критериям драматургии, сценария и т.п.? Нет конечно. Человек писал в 20-30-е XX века для развлекательных, "несерьезных" журналов. Тогда вообще вся фантастика считалась детским баловством. Посему оригинальный Конан размазан по двум десяткам рассказов и одной повести. Каждая со своей историей. И почти в каждой наш доблестный герой оказывается в паре с красавицей, которую, ну совершенно случайно раздевает сценарными перипетиями. Ну знаете, страшный древний монстр сорвал юбку, колдун перед жертвоприношением случайно разрезал платье... Понимаете? Сегодня такой сюжетный ход будет выглядеть, ну мягко говоря, наигранно. Но тогда, в начале XX века, это было не так. В эпоху, где "чистая" литература редко смаковала женское тело, а откровенное порно было редким и считалось некислым грехом, такие неказистые эротические сюжетные ходы были свежим глотком. Естественно, если сегодня начинать читать того же Говарда с ожиданием и требованием соответствия современным стандартам развлекательной литературы, вы некисло так отхватите мисочку разочарования. Хотя, не без удивления обнаружите, что оригинальный Конан не был просто тупой горой мышц, бросающейся в бой с состоянии ярости. Он, оказывается, был хитер и искал обходные пути. Он был осторожен и от толпы в десяток врагов давал деру. А мозги у него варили как надо, он прекрасно знал множество языков своего выдуманного мира, что неоднократно спасало ему жизнь. Куда чаще, чем тупо «порвать всех на тряпки». Вот такой он, классический «варвар», а вовсе не тот современный фэнтэзи дуболом в набедренной повязке и двумя извилинами в башке. Чтобы получить удовольствие от винтажного произведения культуры (особенно массовой), надо учитывать время и реалии времени, когда оно было создано. Требуя или ожидая от него "современных стандартов" вы, по сути, требуете от пещерного человека перестать кривляться и вести себя как современный хомо сапиенс. Но пещерный человек - из другой эпохи. У него другие реалии. У него классная дубина и надежная шкура, которые позволяют ему отлично выживать в "своем времени". Не в вашем. Точно также как и вы, со своими сверкающими огоньками гаджетами, не выживите "в его времени". Эволюция пронизывает все человечество не только биологически. Ничто не возникает из ниоткуда и просто так. Чтобы были современные стандарты, нужно чтобы кто-то создал их истоки. Вот что такое винтаж, в самой своей сути. Истоки. И это вовсе не делает его говном. А вот ваше непонимание этого вполне может превратить вас в говноедов. Ведь не зная истоков, вы часто не понимаете и современности, что и за чем следует и почему так получилось. Берясь за винтажную книгу, игру или фильм, не смотрите на их "устаревшую" техническую часть, смотрите на то, что в них вкладывали авторы и в какое время это происходило. Получайте удовольствие не от современных "наворотов", которых там ожидаемо не будет, а от идей которые стояли у истока современных "наворотов". Выдвигайте требования соответствия культурного продукта не современной эпохе, а той, когда он был создан. И тогда (о чудо!) и оригинальные Стар Треки не такое уж и говно, и в Конане есть классные литературные решения, и у Лавкрафта не так уж и перегружен стиль, и даже в первом и втором Фоллауте есть во что поиграть.
я когда что то из классики Голливуда смотрю в первый раз, чаще всего это заходит на ура. Другое дело когда в 2к17 кормят хуйней.
сказки наверное тоже фентези? значит основатель совсем не говард %) мне больше интересно как раньше писали о будущем. не в прошлом столетии (это забавно), а еще раньше.
Нет, сказки и мифы - это явления другого порядка. И хоть фэнтези черпало очень много оттуда (в большей степени из мифов, чем из сказок), они не одно и тоже. Совсем нет. Это как сравнить Белоснежку и Песнь Льда и Пламени. Или Братьев Гримм и Толкина.
"Война миров" Уэллса) свое знакомство с жанром фентези начал с "Хроник Амбера", совершенно случайно. про киммерийца-Конана тоже доводилось читать, причем Толкиен был гораздо позже, но раньше анонса киноверсии ВК. пробовал читать цикл forgotten realms, но меня просто бесил стиль написания, возможно, не повезло с переводом, скипнул на начале второй трилогии. так и болтается в каталоге читалки
АаАаААаАаАА!!!! Где плюсы?!!! Приятно читать и да именно так и надо относится к винтажу. в начале года покайфовал от "антигероя" Элрика, в книгах Майкла Муркока.
Дайте я вас всех обниму!!)) Перечитал и Муркока и Говарда и Гарисона с Толкиеным лет до 13. На мой взгляд из современный с ними могут поспорить разве что Мартин, Роулинг и Гейман. Периодически что-нибудь перечитываю из старенького, не часто, раз в пол-года. Любимая часть про Коррума - где альтернативная Англия с кастами в звериных масках) Рунный посох вроде называется.
А вообще данный гайд можно и к игрулям применить типа Балдур Гейта и т.д. и вообще ко много к чему старому, к тем же старым теткам. Вот теперь я смогу убедить своих друзей Воверов, что мир Вовки на одной доске стоит с Ведьмаком и Драгон Эйдж, так фэнтезяя, а значит смачно брет зашекан у двух предуидущих.
Спасибо за статью. Капля счастья в бочке тлена. Начало статьи немного напомнило статью дедушки Сапковского "Пируг, или нет золота в Серых Горах". Пиши ещё.
Аж прослезился, лет в 13 прочитал всего Роберта Говарда, начиная с "Конан и 4 стихии", дюже крутые книжки в то время (98 год йо ку), потом перешёл на продолжателей, еще шикарное героик фэнтези было у Марии Волковой в то время (Волкодав). А вообще кот шарит в винтаже, заставил шевельнутся гдет внутрях.
Говард с его Конаном такое себе, а вот Говард как "Хоррор, Мистика" это - огонь я вам скажу. Дж.Мартин и его Песнь льда и пламени отличная серия книг ( В сериале как всегда кучу всего сократили и вообще местами совсем не то пальто). Толкиен опять же, его надо читать строго издание 1993 года, там расово верный перевод,, плюс во втором томе в дополнениях просто куча материала по вселенной, как то - Эльфийский алфавит, истории персонажей (до событий в книге) и т.д. Современные издания которые наплодились после успеха фильма Джексона, это сущий ад ( про обложки вообще молчу).
Роман "Джек из тени" Желязны - зе бест. Герой романа отличный - вор, подлец, искатель и герой. Все в одном флаконе.
Вы все молодцы, кто в треде. Потому как малыми шагами мы можем разбавить ватные темы, истории о жизни и игорьтонет тематики форума направлением литературы, обоснуется малый и крепкий лагерь, который будет стойко держаться в потоке того говна, которое обычно льется в интернете, увы не минуя и данный форум. И будет у каждого обитателя лагеря почетный значок и титул. мечты мечты.. Весьма удивлен описанию становления фэнтези, мои познания и то, что я читал слегка меркнет на фоне подобного опыта автора и собеседников. Ну Толкин, Сапковский 8 томов, Поттер. А вообще я больше прикалывался по космосу и фантастике. Могу отметить: Азек Азимов, Станислав Лемм, Иван Ефремов. Есть много других авторов, но эти трое пришли в голову в первую очередь... Положу и я кирпичик в основание нового лагеря, быть может и не зря.
Блин кот, но ф2 объективно одна из лучших игр и по сей день и он не нуждается в создании искусственных рамок и условностей, чтобы это понять. Столько текста написал и не про то.
А как же Хайнлайн (звездный десант, луна жестко стелет), Клиффорд Саймак, Френсис Карсак(Робинзоны космоса )? Эрик Френк Рассел - не все понравилось, но романы" Оса" и "Зловещий барьер" - норм зашли с рассказами Фрэнк Герберт- Дюна. лютый вин. Сериал тоже. несмотря на графику. Андрэ Нортон -Королева Солнца Эх.. печатать всех авторов рука устанет.
Нельзя запускать 2й фол без HD мода как минимум. Но основной проблемой остается устаревшая и скучная боевуха. По книгам ознакомлен с Толкиеном(совсем мелкий был, когда 1й фильм выходил, покупал книгу такую зеленую, наверное первая книга, которую сам купил), Мартином(перечитал все, что у него есть после 1го сезона сериала), Сапковским (начал читать после ведьмака3, где-то половину осилил уже) и Перумовым (ох уж эти описания сражений). Говарда не читал. Стыдно, но думал что Конан - это киношный персонаж.
А я вот почти всё из ФР прочитал. Окромя последних 2-3 книг. Хроники пока не начинал. А вот Сильмариллион напоминает больше исторический справочник, а не Фентези. А ФР зацепила потому что время такое было: Icewind Dale, Baldur's Gate, Newerwinter Nights... А ещё была крутейшая (для своего времени) Demon's Stone. Да и много чего. Цепануло конкретно так.
Добавлю для себя одну книгу Пола Уильяма Андерсона - "Крестоносцы космоса". Одно из лучших слияний фантастики и комедии. Пусть слово "комедия" не пугает, оно того стоит. Ну и не могу обойти стороной Дэна Симмонса и его "Гипперион" и "Эндимион". Также, для любителей эпопей и ОБЧР могу посоветовать Уильяма Кейта и его книги из серии "Шагающая смерть". Да и у того-же Желязны есть крепкие фантастические рассказы с легким налётом мистики. Короче не паханное поле.
Ну тогда еще добавим Шекли, Асприна, Генри Каттнера (Звездные короли) из наших ранний Головачев (Тень люциферова крыла, Черный человек, бич времен и схрон)
Из Желязны рекомендую цикл о Фрэнке Сандау: "Остров Мёртвых" и "Умереть в Италбаре". Хоть и написано почти 50 лет назад но, до сих пор, ещё не потеряло актуальности. Читается легко и есть определённая доля философии.
Много чего написанного не теряет актуальности, я вот недавно прочел "Убик" Филипа Дика, 69 года первое издание, очень интересно, не смотря на время написания. И вообще раз мы говорим о фентези, почему не вспомнить старину Терри Пратчетта, чтоб немножко разбавить весь этот эпик темы хорошим и добрым юмором
Тоже ФР прочитал, до Короля Пиратов, а дальше официальных переводов нету, только любительские, но мне слог не понравился.
Понимаешь, человек по своей природе современен. Я не говорю о неондертальцах, а о гомосапиенс, я более чем уверен, что если человека из каменного века переместить в современный мир и дать айфон, то после первого шока и преклонения перед судом техники, спустя меньше года, он будет играть в Clash Royal и будет качать персонажа. Тоже самое случилось с индейцами, в начале их купили за стеклянные бусы, и любой выстрел из ружья заставлял их падать ниц, но позже они палили с ружей похлеще ковбоев. Мы современны во всем и приспосаблеваемся ко всему, такими нас создал Господь Бог! Надо будет и хижину в лесу построим если приспичит и на мамонта пойдем, главное включить мозги,..
Заберите мой заработтанный на пенсию плюс и отдайте мохнатому. Очень благодарен своей бабушке, которая работала в книжном и давала мне новенькие книжки читать. Так, в 12 лет, ко мне попал Хоббит и это поистине великолепное приключение продолжающееся до сих пор.
Еще на расцвете ЛА2 заметил, что среди игроков много толкиенистов и вообще упарывающихся по фэнтези. Мамкины фантазёры просто не могли пройти мимо этого
цвет фломастеров) тот вариант, что читал я, написан (переведен?) как для детей младших и средних классов, именно сам стиль написания, мне не зашло это охуенчик просто!
У меня по Линейке первым был офф. русский сервер. И как у меня подгорало, когда узнал, что все имена из Толкиена, даже из Сильмариллиона, уже заняты. Ну и Говардовский "Конан" был очень странным "тупым" варваром. Одно то, что на разговорном уровне знал основные языки его мира - уже многое говорило. Ну и да - в случае чего, смело бросался наутек. Мне вот второй фолыч заново не заходит. Сделал бы кто римейк, хотябы в 32 битный цвет - поцеловал бы в десна. Я в свое время очень пошел по польской фентези - папа покупал книги на польском с красочными иллюстрациями (сеть магазинов была в совке "Планета" с иностранными книгами). А какие там картинки был к Говардовскому "Час Дракона" (Godzyna smoka), или оригианльно польское фентези, где кот-обротень боролся против всякой нечисти (такой себе Ведьмак)! Ради этих книг выучил польский, а по "Quest for the Faradawn" Ричарда Форда учил английский. Эти красиво оформленные книги со взрослыми сказками - было мое личное окно в сказку, доступное немногим, и оттого еще более ценное.
Не про Корума, а про Хокмуна, который еще с Д'аверком корефанил. И да, Рунный посох - топовейшая вещь. Держи краба.
Абсолютно согласен. Для меня это очевидно и потому иногда жутко бесит отношение к тому или иному произведению (будь то фильм, книга или игра). Спасибо за статью, Кот.
Я бы с радостью прошел первый фоллыч, но пошаговая боёвка - не моё. Ну не люблю я полагаться на волю случая. Отсюда и все карточные попсовые дрочильни типа Хартстоуна - мимо. А за фоллыч обидно. Богатый игровой мир, но не могу тупо. А из старого - недавно поиграл в Готику 2 (первая не запустилась, сильно хороший компуктер!) и кайфанул как прежде. Вот как только свёклу собрал - так и прослезился! Сейчас так не делают... При всей моей любви к книгам про Ведьмака, даже Дикая охота показалась скучной. Она безусловно графически вылизана и отполирована до блеска, но это не то. В Готике хоть и был мир меньше, но там ты ощущал себя свободным. Никто не заставлял тебя идти по сюжету, можно было просто утонуть в побочных квестах и, став главарем пиратов или лидером тайного ордена, вдруг вспомнить "ах, да! тут же еще сюжетка!".
К фентази прикоснулся в году 88-89 , в школьной библиотеке взял Толкиена , в те года достать что то другое было анриал. Не зашло абсолютно . Позже в 91 родственница работающая проводником возила с Москвы тонны книг на продажу и вот тут я подсел на фентази и ужасы .читал взахлёб конана как от горварда так и остальных продолжателей...Конан был разный , у одних он был тупой и злой у других весёлый как у Аспринна . Мне он кстати нравился местами даже больше чем оригинал. Так же запоем читал Желязны , Муркока , Макамона , Аспринна и итд Кстати "они жаждут" Маккамонна до сих пор считаю выдающимся произведением в жанре ужасов .почему не сняли до сих пор блокбастер хз. Чуть позже в 93-94 прочитал ведьмака - пробило очень сильно. Пробовал читать Кинга - вынос мозга .хотя возможно возраст .
Муркок кстати один из любимых авторов был с его блек фентази....не каких хэпи ендов . И как антипод это Асприн с его мифотолкованиями...именно поэтому позже очень зашол Белянин с его царем горохом и багдадским вором .
все кто сидел зоне и знает что такое жизнь всем кто терял зрение на электронно-лучевых мониторах от фолыча и балдура респект. статьи кота читаю с интересном, но обмазываться говардом сейчас я вряд ли буду (хотя черт его знает)