Всем привет и сегодня мы с вами проведём первый из серии обзор шлемов виртуальной реальности. Первым на стол препарирования попадает… Lenovo Explorer. Шлем, сделанный по референсному дизайну от Microsoft и самый лёгкий из серии ему подобных от разных производителей. Большинством обзорщиков он признаны самым лёгким, самым удобным и вообще самым, не считая качества сборки. И по нему очень много хвалебных обзоров в ру-сегменте и тонны в англоязычном, вот только из ру-обзорчиков большинство тупо проплачены магазинами или представлены от фанатов и игнорируют целый ряд недостатков изделия, к первому из которых относится ценник на территории РФ. Цена на шлемы WMR в РФ не выдерживает никакой критики и, на мой взгляд, является чисто спекулятивной и не подкреплённой Ничем. Она более чем в два раза превышает стоимость шлема в официальном магазине Microsoft, но, поскольку он не работает в нашей стране, продавцы ломят ценник до потолка без оглядки на здравый смысл. Ну скажите, кому нужна кастрированная поделка за 35к, если за 40 можно найти нормальный Rift, а за 55 – Vive? Где кроме шлема будет целый ворох переферии. Спасением остаются Amazon и E-Bay, где за вполне гуманные 15к деревянных можно приобрести любую модель (кроме самсунг, который выпендрился) вместе с доставкой. И эта цена более чем оправдана. Тут стоит отметить, что если бы шлем в магазине у нас стоил 20к, то я был бы готов немного переплатить и получить сервис с гарантией. Немного. Немного это не в два с лишним раза. Вернёмся к шлему. Желающие могут найти анбоксинг и описания внешнего вида, ТТХ и прочего в сети, поэтому не будем повторяться. Начнём сразу с плюсов и минусов, которые бросаются в глаза: + датчик освещённости, по которому шлем определяет надет ли он на голову и активирует автоматически приложение мелкомягких - нет регулировки IPD, нет, она как бы есть, в настройках Windows в отдельном меню отдельным пунктом (но не в приложении вирт реальности, что было бы логично) и влияния ползунка на картинку я так и не обнаружил - расхваленный откидной механизм использовать во-первых страшно, так как хрустит словно вот вот сломается, а во-вторых неудобно, потому что он не поднимается на достаточную высоту В целом всё подключается, настраивается очень быстро и легко, но… 1) Ваш процессор должен поддерживать инструкции AVS – все старые, но мощные AMD и i3-5-7 ниже 7 поколения идут лесом. 2) Резервирует 1 HDMI выход и без перезагрузки монитор вы туда не подключите. Да, у меня конфиг на 4 монитора и если запустить хоть раз шлем – до рестарта приходится страдать на трёх. 3) Обновляться оно будет в лучшем случае час, в худшем вы увидите ошибку при установке обновления для .Net 3.5 и пойдёте вручную скачивать на черепашьей скорости обнову из жопы мира и самостоятельно устанавливать. Не забудьте BT 4.0+. Любой, хоть китайский. Вот такие дела. Из хорошего – 1050 Ti прекрасно тянет без лагов дум и аризону на максималках. Хотя какие сейчас максималки у VR, так, смех один. Но это существенно снижает сумму порога входа в виртуальный мир, позволяя сэкономить на видеокарточке, ибо майнеров интересуют только 1060 и выше. Из прекрасного – полная поддержка стима и всех игр для Vive из него, вы не ограничены откровенно убогим выбором Windows Store или ограниченным списком адаптированных тайтлов в стиме. Просто ставите вручную Windows Mixed Reality надстройку через стим, помимо автоматически устанавливаемых при обнаружении шлема плюшек и получаете полную совместимость. Итак, собрали и запустили. Вау! Не тут то было. Ещё на этап конфигурации вам предложат поползать со шлемом по комнате и ограничить игровую зону. На удивление хорошо работает после настройки и даже два двигающихся человека в кадре шлему не мешают стабильно ориентироваться в пространстве, за что ему жирный плюс. А минус – за невозможность выделить горизонтальные поверхности, но это так, придирки. И об AR тоже можете смело забыть, камеры заняты целиком и полностью под трекинг. Первым делом вас пустит в унылый и бесполезный дом, где мелкомягкие будут всячески вам навязывать своё видение будущего, которым пользоваться, мягко говоря, не удобно. Однако читаемость текста на высоте и даже можно посерфить в сети и тут… - Чёткость картинки целиком и полностью определяется качеством прижатия шлема к лицу. Если он отошёл – картинка размывается. Надо искать терпимое соотношение угла наклона и степени прижатия в каждом конкретном случае, чтобы не вглядываться в мутные картинки и при этом не выдавить зрачки стёклами. Да-да, вы не ослышались! Места там просто минимум. Настолько минимум, что фактически шкрябаешь ресницами по стёклам. И вроде бы незаметно в эксплуатации, но… - В шлеме нет вентиляции, а во время работы он сильно греется. Таким образом вы фактически надеваете на лицо миниатюрную печку, в которой не то что кулера, отверстий то для вентиляции не предусмотрено. Совсем. Они как бы есть, но они заклеены. Прорезиненной тканью. Ну вы поняли. 10-15 минут и пора снимать шлем, чтобы вытереть лицо от пота и протереть линзы, на которые он неизбежно попадает в большом количестве. При активной эксплуатации тканевая обивка вокруг экрана начинает вызывать чувство брезгливости, а снять и постирать её гуманными методами невозможно. Всё ещё не передумали и, набегавшись по виртуальному домику, решили поиграть? Снимайте шлем. Запускать игры из него – сущее мучение. Можно открыть просмотр рабочего стола и попытаться зайти в стим, но точность указателя не сравнима с нормальной, человеческой мышкой. Которая вас не случается. Потому что вам надо нажать Win+Y. А потом ещё пару раз, так как оно не всегда срабатывает. А иногда и вообще не срабатывает, пока не альт табнитесь. Запускаем игру и, вроде бы, можем наслаждаться, но… система видит ваши руки только тогда, когда они находятся в зоне видимости камер. Убрали руку назад – она пропала в игре. Подняли вверх. Опустили. В общем, ручки на стол, чтобы камеры были уверенны в чистоте ваших помыслов. Ни из лука нормально прицелиться, ни топор кинуть с замахом. Даже за спину пострелять или переместиться вслепую нельзя, что не раз и не два подставит вас под удар в любом шутере. Ах да, убрали руку? 0.5-1с на повторное нахождение при возвращении в область захвата. Терпимо, но неприятно. - Неполноценный трекинг. Причём он не только неполноценный, но и несколько дребезжащий. Приготовтесь к тому, что прицел будет нехило колбасить при «нестандартной» стрельбе, а пистолет в руке прыгать как недобитая рыбка на сковородке. Пожалуй, из весомого остался только кабель. 4 метра более чем достаточно для комфортной игры, всё равны вы особо не разгуляетесь из-за хренового трекинга. Кабель пускать лучше понизу, чтобы он поднимался с пола вдоль тела. Если есть возможность – попробуйте через верх, но с руками поосторожнее – дёрните вместе со шлемом. Сами контроллеры не заслуживают никакого внимания. Пользоваться ими не очень удобно, но ничего, за 15к жалобы не принимаются. Батареек только купите заранее и с хорошим запасом или 8 аккумуляторов. 6-8 часов игры и комплектные сядут. При очень сильном сжатии контроллера в руки и хорошем замахе могут отойти контакты в батарейном отсеке и он тупо отключится. Не страшно технически, но знатная подстава в напряжённый момент. В заключение добавим субъективных ощущений: оно того стоило! Это реально крутой гейм экспириенс после которого играть в клава-мышь нет ну никакого желания. Да, найти хорошие игры сложно. Да, есть только лицензии и не дёшего. Но оно стоит того на все сто. Тем более, через несколько лет качество картинки и шлемов вырастет ещё раз, а также выйдут модули TPCast с подключением без проводов, но у вас уже будет библиотека игр и реальные навыки. А контро-дотовским мамоёбам останется только сосать, когда вы мастерски нагибаете их из лука. Правда, сначала придётся изрядно помучаться...
Абсолютно без разницы, на мой взгляд, когда речь идёт с употреблением сленговых выражений и матами. В версии для Geektimes я, разумеется, буду использовать оригинальное название и исключительно на оригинальном языке. Но не тут.) К тому же, сдаётся мне, буква "г" будет олицетворять впечатления от работы с очками... я до них ещё не добрался.