Для навигации по лонгриду: ВСТУПЛЕНИЕ ЧАСТЬ 1. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ХОББИ ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ВЫБОР, ПОКУПКА И СБОРКА МОДЕЛЕК ЧАСТЬ 3. КРАСИМ ЧАСТЬ 4. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ ЧАСТЬ 5. КАК ЭТО ИГРАЕТСЯ ЧАСТЬ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЕ Раз у нас тут неделя позитивного контента, то я тоже решил полноценно выйти из рид-онли со своим первым постом. Постараюсь сделать не очень больно вашим глазам (объем статьи вышел неприлично большим), пристёгиваемся и WAAARGH!!! Рассказывать буду о своём (теперь уже близком) опыте во вселенной Warhammer 40 000, а если точнее – о том, как вкатиться в варгейминг и начать играть в RTS на столе у себя на кухне. Для тех, кто не знаком с темой: Вархаммер40к– это сеттинг, где в 41м тысячелетии суровые мужики в гротескных доспехах эпично превозмогают с криками «За Императора!» и сражаются против врагов человечества – со слугами хаоса, демонами, ксеносами и в принципе со всем живым, если оно не Империум Человечества. Также сюда относятся отдельные миры, где люди решили, что хотят Иначе. Местных Лехаимов, вместе со всем населением их планеты, тут ждёт очень скорая и очень печальная судьба. Если коротко – «ВО МРАЧНОЙ ТЕМНОТЕ ДАЛЁКОГО БУДУЩЕГО ЕСТЬ ТОЛЬКО ВОЙНА». Контента по этой вселенной на данный момент не просто много, а ОЧЕНЬ много. Одним из ярчайших примеров такого контента на данный момент является теперь уже не-фанатский фильм Astartes (Оригинал делал фанат и выкладывал на ютабчике, но GW его видимо купили). Для создания нужного настроения - рекомендую к просмотру перед дальнейшим чтением: Тык. Помимо этого, есть и компьютерные игры самых разных жанров, и множество книг, целые каналы, посвященные лору вселенной …. но нас сегодня интересует то, с чего всё это началось, а именно – настольная игра, которую начала выпускать ещё в бородатом 87м году английская компания Games Workshop. Дамы и господа – речь сегодня пойдет не столько о вне всяких сомнений богатейшем лоре, сколько о моём личном опыте знакомства с настольной вахой и практических советах в этой области. ЧАСТЬ 1. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ХОББИ. Впервые я познакомился со вселенной вархаммера прочитав в ноябрьском выпуске журнала «Игромания» 2004 года обзор на стратегию Dawn of War. Зацепило многое: ни на что не похожий сеттинг, антураж, кровавость, мрачность, вот эта вся необычность и самобытность (а уже сильно позже я узнал, откуда Близзард слизала Warcraft/Starcraft). Потом были книги – "Инквизитор" Дэна Аббнета, плавное погружение в мрачное будущее. Где-то в это время я узнал, что всё это великолепие основано на настольной игре. Я часами мог лазать по сайту GW, рассматривая какой-то невообразимой для меня красоты и детализации модельки: Но тогда, в конце 2000х, я даже подумать не мог о покупке своего этих моделек. В Московских магазинах эти коробочки ещё не стояли, пугал процесс сборки и покраски моделек, пугали цены (они до сих пор пугают). А ещё пугала «нишевость» этого хобби – у меня было ровно «0» знакомых, кто коллекционировал миниатюры. Тогда все играли в КС, дотку, пили пивас. Я в институте начал играть в WoW. Сама идея тратить килотонны денег, времени и усилий на пластиковых солдатиков была для меня тогда очень странной. В общем, в то время это так и осталось коротким увлечением, чтением пары книг и ожиданием следующей части компьютерной DOW. Шли годы, я взрослел, менялись литературные предпочтения, вместо книг по вахе и творчества Перумова я начал в оригинале читать «Дюну» Френка Герберта. Кстати, есть общепринятое мнение, что эта книга очень сильно повлияла на создателей вархаммера40к, но это тема для отдельной статьи. И вот осенью 2020 года мой хороший друг (переживающий в то время сложности на работе в связи с короной и искавший новую отдушину) предложил мне НЕМЫСЛИМОЕ – начать собирать свою армию . Нырять в неизведанные глубины пластиковой зависимости никто, конечно, не хотел, и мы начали с поиска места «А где попробовать?». Первую дозу почти бесплатно (300 р с носа) мы получили на открытом новичковом вечере по варгеймингу в одном из клубов с настольными играми. В первый вечер весь этот движ с солдатиками на столе, дюймовой линейкой в руках и киданием кубиков (много кубиков, иногда ОЧЕНЬ много – я сейчас кидаю максимум 36, но это не предел) выглядит крайне непонятно, очень сложно и вообще «Что я тут делаю??». Базовые правила были освоены с помощью заботливого ГМа (Бедный парень играл с нами все 3 часа и объяснял каждый чих). На втором вечере пришло понимание основ, вместе с пониманием, что нужно иметь свою армию. Конкретно этот опыт был болезненным: нас 3 vs 1 просто уничтожил какой-то школьник (см фото ниже), причём это была явно игра в одни ворота в его пользу. Дело в том, что он пришёл со своей армией и знал её правила, а мы были вынуждены пользоваться пробными модельками клуба. Результат – дикое изнасилование трёх взрослых мужиков одним школьником. ГМ сказал что «С точки зрения баланса по очкам ваши армии были равны». Просто кто-то знал, что он делает, а мы играли в формате «Уууу! Палка- бить! Не мочь бить Палка… ЫЫЫ!! Моя – стрелять!!» Тот самый нагибатор 9 000 После такого позора пришло понимание следующего: 1) В целом правила игры понятны и довольно сложны / многогранны, есть где разгуляться; 2) Играть интересно – после освоения базовых действий (движение / стрельба) открываются новые горизонты. Следующим шагом после нескольких пробных игр, очевидно, стал выбор армии и покупка первых моделек. Мой друг очень быстро купил Некронов, у меня же ушёл примерно месяц на муки выбора. Метавшись между Тёмными Ангелами, Арлекинами и Тау, мой взгляд упал на местных айтишников. Кааак же я рад и доволен и одновременно возмущен тем, что сразу их не заметил: Служители Бога-Машины - Адептус Механикус! ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ВЫБОР, ПОКУПКА И СБОРКА МОДЕЛЕК. Так кстати выглядят местные сисадмины. Прежде чем купить первую коробку с заветным пластиком, у вдумчивого читателя встанет два вопроса: Какие модельки купить? Ваша первая цель – собрать армию на 500 очков. Это базовый минимум, который используется в играх. Начинающему игроку очень сложно во всём этом разобраться, так что алгоритм следующий: Выбираем понравившуюся по антуражу армию. На второй – третьей обучающей игре в клубе спрашиваем ГМа про эту армию – вы получите сжатую информацию из первых рук. Просим ГМа обучить вас пользоваться приложухой BattleScribe – она есть и на iOS, и на Андроиде (вам нужна бесплатная версия), на настольный ПК она также присутствует. Приложение упрощает создание ростера – им вы будете пользоваться регулярно. Гуглим ростер на 500 очков для вашей армии и как его собрать, тут вариантов несколько: Покупаем коробку Combat Patrol Покупаем коробку Start Collecting + что-то отдельно (мой вариант) Покупаем стартовую армию самостоятельно (обычно это делают опытные игроки, коробочные варианты выходят ощутимо дешевле). Как купленный весь хабар превратить в модельки? Есть официальный поставщик инструментов и расходников – бренд Citadel. И хотя он почти со 100% вероятностью будет в наличии в магазине, где есть модельный ряд GW, я считаю, что есть разумные альтернативы за вполне разумные деньги. Поверьте, это хобби и так довольно быстро встанет вам в десятки килотонн рублей, так что экономим на бренде и берем дженерики. Лично я купил набор инструментов юного моделиста от компании Army Painter: Для базовой сборки моделек нам нужны: кусачки, клей (на первое время, потом купите с удобным носиком-иглой) и модельный нож. Прочий инструмент вам понадобится по мере освоения хобби, у меня это произошло очень интуитивно. Ещё есть такая штука как GreenStuff – это двухкомпонентный пластилин или что-то около того. Он будет в коробке, не выкидывайте – он понадобится позже. Кстати, в буклете вместе с инструментом есть описание «как круто красить модельки просто окунув её в банку с краской» - не верьте, это так не работает Я не буду сейчас уделять много внимания тонкостям работы с инструментом и клеем, это всё прекрасно доступно на ютубе. Скажу лишь что первые модели будут собираться долго, возможно с косяками, но это будут ВАШИ модели. Эти маленькие пластиковые человечки, рождённые на вашем столе – ваши подданые, они будут идти за вас на смерть, служить вам и исполнять любую вашу прихоть на поле боя. Поверьте, их смерть далеко не всегда будет оправдана)). Цените их, любите их, вкладывайте в них свою душу. Как лирическое отступление – для меня это правда очень важная часть этого хобби. ЧАСТЬ 3. КРАСИМ. Я бы очень хотел показать вам свою покрашенную армию на 1200 очков, но, к моему сожалению, на данный момент покрашено не так много. В любом случае – встречайте! Тут нет работы со светотенью, не покрашены линзы, на мой текущий взгляд она покрашена неаккуратно. Но это – моя первая в жизни покрашенная миниатюра, и мне не стыдно представить её на суд публики)) Инструменты для покраски Кисточки. Цитаделевские кисти стоят примерно почку (каждая). Рекомендую заказать пару наборов кисточек для моделирования с Алика, т.к. вы по неопытности их все равно кончите очень быстро. Понимание «Зачем мне просто необходима вон та кисть за 1К+ рублей» приходит не сразу. Ещё одна рекомендация – использование чуда инженерной мысли под названием Wet palette. Представляет из себя девайс, который волшебным образом поддерживает вашу палитру мокрой, а значит акриловые краски не будут высыхать за пару минут. Можно купить от производителя Army Painter. Моя мокрая палитра сейчас не особо мокрая – последний раз красил на прошлой неделе. Покраску моделек можно разбить на несколько этапов: Выбор цветовой схемы (ютуб в этом очень помогает) Запись на листочек – каким цветом что красим, в порядке покраски. Порядок смотрим на ютабе. Покупка нужных красок в соответствии с выбранной цветовой схемой. Я использую бренд Citadel, грунт беру подешевле. Ещё есть классные краски Vallejo, но у меня цветовая схема на цитаделевских и для первого раза решил не экспериментировать. Грунтовка из балончика (или аэрограф, но это потом) Дальше аккуратно красим в соответствии с цветовой схемой. Опять же, не буду углубляться в подробности, в конце статьи будут ссылки на тематические каналы. А так выглядит моя первая пятёрка рейнджеров. ЧАСТЬ 4. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Для полноценной и интересной игры вашей пластиковой армией вам потребуется: Собственно наличие армии – рекомендую заранее сделать ростер в Battlescribe Спойлер: Наличие общих правил текущей редакции Наличие актуального кодекса для вашей армии. Какое-никакое, но знание английского языка. Я честно не видел переведённых книг, хотя особо и не искал. Дюймовая рулетка. Набор кубиков. Для удобства измерений – короткая дюймовая линейка. Листочек с бумажкой и ручкой – держать в голове всё сложно, можно выписать себе ключевые особенности армии. В данный момент у меня нет ни одной из этих книг – общие правила смотрю в книжке друга, а свежий кодекс на мою армию выйдет через неделю-другую (я надеюсь). Тут очень-очень помогло исконно русское отношение к интеллектуальной собственности – все правила есть на пиратском сайте wahapedia.ru. Крайне рекомендую к использованию на первое время, пока будете ждать свежий кодекс и/или копить деньги на покупку. Там есть всё необходимое и совершенно бесплатно. Новый кодекс для АдМех я куплю, как только он выйдет – в меньшей степени для удобства, в большей - для эстетики. Книги правда классно сделаны, их приятно держать в руках. Распечатанные правила с вахапедии и рабочий инструмент. ЧАСТЬ 5. ИГРАЕМ. Рассмотрим, из чего состоит геймплей =) Первое, и самое главное: задача – не убить всю армию противника, а за 5 раундов набрать больше Victory points, чем он. VP даются за: Контроль точек (в радиусе 3’’ от точки твоих солдатиков больше, чем вражеских). Вторичные задания – они выбираются из списка перед боем, там много разных условий и действий, приносящих строго определённое количество VP. Перед игрой игроки расставляют террейн на поле боя (можно ставить по-очереди, но я нашёл турнирную расстановку – ссылка будет в конце статьи.) Видов террейна довольно много, но основная его задача – ломать line of sight и добавлять игре тактической глубины. Большинство юнитов не могу стрелять по цели, если не видят её (т.е. от любой части стреляющей модели нельзя провести прямую линию до любой части цели). Первая игра на кухонном столе – вместо террейна – книжки и губки =) Кубиком разыгрывается кто первый ставит свой юнит на стол – рулеткой отмеряется так называемая Deploy Zone, армия должна начинать внутри этой зоны. Размер и форма диплоя, положение контрольных точек и некоторые доп. задачи определяется миссией – их посмотреть можно в рулбуке. Далее кубиком разыгрывается, кто ходит первым. Очередность хода следующая – сначала все действия (все фазы) отыгрывает первый игрок, за тем то же самое отыгрывает второй игрок. Всего есть 5 раундов, разбитых на фазы. Фазы подробно описаны в Core Rulebook, но если кратко: Командная фаза. Здесь мы считаем очки победы, делаем какие-то действия, обусловленные особенностями вашей армии. Передвижение – с помощью рулетки двигаем солдатиков по полю боя. У каждого юнита есть характеристика M – это количество дюймов, которые он может пройти за ход. Псайкерская фаза – ни у меня, ни у друга нет кастеров, так что не использовал. Стрельба – юнитам раздаются цели и происходит отброс кубиков: To hit: зависит от характеристики BS. Например, BS = 3 - выстрел попадает, если на кубике выпало 3 и более. На 1 и 2 – промах. To wound: сравнивается сила атаки с крепкостью цели, успех определяется табличкой. Armor Save: кидает игрок, по чьему юниту ведут огонь. У каждой модели есть характеристика Save – например на 4+ урон от пробития отменяется, если на кубике 4 или больше. Фаза чаржа – тут мы можем влететь в мили. Объявляем кем и в кого чаржимся, кидаем 2 кубика – получаем расстояние в дюймах, при котором чарж успешен. Фаза ближнего боя – механизм очень похож на стрельбу, но используется соответствующее вооружение юнита. Первым бьет успешно чаржнувшийся юнит, далее ответный удар. Фаза морали – если юнит потерял большое количество моделек, то есть механизм при котором оставшиеся модели могут «сбежать». Решается кубиком, потерями за раунд и характеристикой Leadership юнита. Первая игра на кухне друга затянулась на, по-моему, 8+ часов – постоянно смотрели в правила, выяснили что можно, а что нельзя, делали кучу ошибок. Сейчас одна игра всё ещё занимает большую часть дня, но размер армий вырос значительно. Больше играешь – меньше ошибок, меньше смотришь в правила, игра становится динамичнее. Так выглядит игра в клубе - террейн правда добавляет иммерсивности. Последняя отыгранная игра, на 1250 очков. ЧАСТЬ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе написания статьи я привёл в порядок свои мысли касательно описанной мной темы - как минимум из-за этого потраченное время было оправданно. Я очень рад, что в 30 лет смог найти для себя новое и классное хобби. Мне правда нравится медитативный процесс сборки моделей. Я в восторге от работы с красками – я и представить себе не мог, с какой скоростью будут лететь часы за покраской. Эти часы наполнены сосредоточенностью, спокойствием и творчеством. Я благодарен своему другу, втянувшем меня в это занятие. Собираться раз в пару недель в клубе и рубиться в пластиковых солдатиков, обсуждать новые тактики и покупать новые модельки – это правда приносит в нашу неспокойную жизнь так необходимые часы счастья. Хочу сказать спасибо всем, кто дочитал до этих строчек – это моя первая статья не только на этом сайте, но и первый подобный труд за очень долгое время. Напутствие всем, кому интересна эта тема– зайдите в интернет, вбейте в поиске «@ВашГород Клуб настольных игр». Сходите на открытый вечер по варгеймингу. Вдруг вам понравится? =) ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ Про ЛОР: Лучший по моему мнению канал, посвящённый лору WH40k Канал, основанный на лоре, но с юмором Про настольную игру: Основные правила 9й редакции на русском языке Правила для армий без регистрации и смс Крупный тематический ресурс – тактики, описание армий и всё всё всё. Турнирный террейн (сильно помогает балансу в играх) Про покраску минек: Канал по покраске минек (я бы начал здесь) Больше про покраску минек! Ещё больше!! Полезное видео от сборки до покраски
Лайк до осиливания всего текста, авансом, позже обязательно вычитаю все и, надеюсь, живому треду по вахе - жить
Не пробывал настолки никогда да и фигурки не красил, а вселенная вархамер прошла как-то мимо меня. Но написано интересно, видно что ты прям увлечен)
Благодарю за потраченное время, и пролитие света на тему. Как созидательное хобби - замечательное занятие. Ты не анализировал как ты к этому пришел? Может дело не в стечении обстоятельств, а это своего рода гештальт терапия? Просто как правило в процессе взросления мальчик проходит несколько стадий, которые выглядят приблизительно так: в детском саду - интересны мультфильмы и игрушки; в начальной школе - ещё есть игрушки, но акцент смещается с фигурок человека павука на пистолетики; в средней школе - уже кинофильмы, рогатки для стрельбы камнями (?), поджиги, проявляются интересы сексуального характера; в старшей школе - никакими поджигами, и музыкой мальчика не отвлечь от пуси-муси, мякотки, сладенького персика компьютерных игр. Как правило, челодому моловеку в период от 20 до 30 лет становятся безразличны компьютерные игры, кто-то заводит собственных микрочеликов, кто-то становится страстным автолюбителем, ну а кто-то озабочен тем как оплатить алименты счета. Кто знает, может и мы когда-нибудь будем "черпать сужденья из забытых газет, времён Очакова и покоренья Крыма". Я всё это к тому, что стадия с коллекционированием игрушечных солдатиков не соответствует декларации социального протокола для мужчин старше 30-ти лет, и тут, быть может, действительно имеет место тот "гештальт". Лично я так пришел в ужение рыбы спиннингом. Биом обитания накладывает ограничения, и диктует некое "магистральное" направление для развития увлечений, живи ты не в Москве, а в сельской местности, может ты стал-бы страстным коллекционером топоров, и кольщиком дров, как этот мужик: P.S. Случайно на ютубе наткнулся на канал по сборке моделек, там уровень покраски - высочайший:
Вкатиться в ваху за минуту: Лучший по моему мнению канал по лору, и лучший ролик (битва при Ичар IV):
Я до самого варгейма еще не дошел, хотя в целом в настолки играть люблю. А в детстве сам придумывал дома с солдатиками и динозаврами, кубиками, линейкой и расставлением по дому(естессно, что такое варгейм в целом, и Вархаммер в частности я понятия не имел). Но в саму Вселенную погрузился с большим интересом. Начал издалека, давно и этим и ограничился: Ваха-словарь на Лурке Спустя долгое время решился зайти с Ереси Хоруса, события за 10к лет до основных, когда все началось идти по пизде, и прямой исток того, в какой жопе оказался Империум в 41-ом тысячелетии. Книг по Ереси очень много, есть даже схемы, по которым их читать, но из-за их количества, и разного качества, разных авторов, я осилил 10 и дальше ограничился краткой историей. Вот отличный цикл motion роликов на русском, рассказывающих о тех событиях, и позволяет легко погрузится во вселенную. Дальше искал, что почитать уже по 40к, вот что на данный момент осилил: Инквизитор Эйзенхорн, Инквизитор Рейвенор - автор Дэн Абнетт(один из лучших у Black Library, еще не встречался с книгой, которая бы мне не зашла). Книги интересные, не про грим дарк, а приключенческая фантастика, космо-детектив, легко читаются в качестве первых шагов в познании вселенной вахи. Комиссар Каин - офигенный цикл, про Героя империума, который по своим собственным словам "большой трус, которому очень везет". Хороший юмор, при чтении первых книг, я даже всхрюкивал иногда. Читать между без подготовки по вселенной, дает неплохой и легкий обзорный курс про орков, тиранидов, космодесов, имперскую гвардию, СПО(силы планетарной обороны), инквизицию. Призраки Гаунта - тоже про имперскую гвардию, тоже очень интересно, но в отличии от Каина - на серьезный щщах. На русский переведено менее половины(когда писал этот материал, оказалось что нет). Прочитал только первые несколько книг Дэна Абнетта, дальше пока не читал. Серые рыцари - ваха, как она есть. Боль, превозмогание, героизм, кровь, кишки, гора трупов. Цикл книг про копье человечества, сверхсекретный орден космодесов, истребителей демонов. Испивающие души - то что тут цикл узнал только формируя список) Тоже про космодесант и превозмогание, но с офигеть какими сюжетными путями. Частенько залипаю в канал на ютубе - Варп маяк, там есть две разные по подаче рубрики: Либрариум - ролики в среднем по 30 минут и обстоятельная подача информации Вахафакты - ролики на 12-13 минут, в виде 10 фактов о чем-то из мира вахи, другой стиль подачи информации А уже проникнувшись вселенной, и выбирая за кого играть в настолку - станет проще. Хотите вы нарезать врагов на лоскуты во славу Цегораха? Арлекины. Технофанатики? Адептус Механикус. Пускать кишки во славу Кхорна? Пожиратели миров. Доблестные войны без страха и упрека? Ультрамарины И тонны других родов войск и фракций в мире темного будущего
Слушайте, раз уж Вы серьезно решили подойти к вопросу, то не проще ли было купить 3D-принтер, найти нужные модельки и печатать их в любом количестве, а ещё можно и другим на заказ.
Всё приколько, вкотился только пока на ютубе. Хотелось бы и в реале за тиранидов, но процесс покраски, это пипец. Цвета, отенки, тени, смешивание красок. По факту надо иметь целый лако-красочный мини-цех дома. Либо платить овер дохера денег кому то.
Сорян, воскресенье на даче провёл. Да, я думаю это незакрытый гештальт со времён когда я впервые увидел эти модельки. С другой стороны - не вижу особых проблем этим заниматься сейчас. В РФ средний возраст играющих по ощущениям это как-раз 25~35 лет, хотя видел нескольких седовласых мужчин, обсуждающих стрельбу Тау. За рубежом ситуация ещё интереснее - с одной стороны, этой настолке уже 34 года. С другой - ценник на модели конский не только для граждан СНГ, он просто конский. К этому добавляются довольно сложные правила игры и требования к усидчивости при сборке / покраске моделей. А для соревновательной игры на турнирах это всё ещё умножается на требование к скорости игры (и без ошибок) и полностью покрашенной армии. Про турниры напишу как схожу - хочу летом принять участие в парочке для новичков. Ну и про социальный протокол - я довольно инфантильный и независимый от общества в этом плане. Т.е. когда меня спрашивают "А где жена / дети / ипотека / кредитная тачка" я начинаю шипеть и уползаю в пещеру смеюсь и говорю что сейчас мне это не интересно.
Далеко не каждый 3d-принтер осилит требуемый уровень детализации - я не готов с этим заморачиваться ) Я хочу попробовать купить кое-что с так называемых "литейных" - контрафактное литьё по слепкам с оригинала. Но качество там может очень сильно отличаться от ожидаемого, видел своими глазами.
Посмотри на ютубе battle-ready покраску, там используется ~4-5 цветов всего. Я чуть сильнее заморочился, как докрашу всю пехоту в основную схему - буду линзы / плазму / прочие лампочки красить.
После двух лет чтения бэка, сегодня наконец потерял девственность в настолке. Друг купил стартовый набор, поиграли часа 3. Не доиграли конечно еще. Моделька неприятно удивили своими уж очень маленькими размерами. Страшно представить, как это красить, особенно с моим зрением. Но в целом очень понравилось, чувствуется огромный тактический простор. Будем продолжать однозначно.
С потерей невинности тебя Стартовый набор это коробка с некрами и СМ? updt Красить не очень сложно - если не хочешь заморачиваться, гугли батл-реди покрас. Но это медитативный процесс, я даже примерно прикинуть сейчас не могу, когда докрашу свою армию. Временные рамки в районе полугода.
А я тем временем съездил на свой первый турнир. Ехали с другом с мыслями что он новичковый, а он нихрена не новичковый оказался. Узнал, насколько эта игра сурова в соревновательном плане. Настолько сурова, что после первой игры, сдавшись во втором раунде, я начал паковать вещи и пытаться уползти зализывать психическую травму. Хорошо, что остался - следующую партию отыграл в ничью, третью проиграл, но уже было интересно
Ага, некры с маринадом. Пока друг одного покрасил, как раз в баттл-реди, вроде норм. Я бы так не смог явно. С моим убитым зрением. А как красить некров, которые вообще как пауки, я даже не представляю.
Возьми цветной грунт-металлик (цвет и производитель на твой вкус / отзывы) и ~50% покраски сделано после грунтовки из баллончика
Для покраса я бы рекомендовал ещё взять лупу лампу или лампу лупу, очень сильно облегчает работу с мелкими деталями модельки и дает хорошее освещение