Современный игрострой называют искусством, и даже если согласиться с этим, в конечном счете вам придется согласиться с этим, то сама идея художественной мысли, очевидно, испытывает регресс. Ведь любая компания должна охватывать самую широкую аудиторию, какую возможно, и эта цель первична, за это нельзя судить. Сильные и независимые женщины, побольше национальностей и рас, современная социальная повестка, политическая подоплека, добавим жадных капиталистов, религиозных фанатиков, клишированных злодеев и вауля! Суп - "всего для всех и всего понемногу готов!" Добавим огромные расходы на рекламу, подкупим игрожур, и люди будут брать. Места искусству остается немного. И если ведьмака и Ori можно легко принять за него, то можно ли сделать тоже самое с линейкой игр Call Of Duty, асасинов, фритуплейной параши и т.д.? Сомневаюсь. Но сейчас пойдет речь о игре, незаслуженно оставшейся без внимания, эта статья,- моя дань тому кайфу и мучениям, что я испытал в ней, попытка напомнить, что же такое настоящее искусcтво, не замеченное, но нашедшее себя в гейм-индустрии в лице русских разработчиков. Многие здесь, я полагаю, знают о ней, или слышали, но я буду ориентироваться на тех, кто понятия не имеет, о чем речь. Итак!Добро пожаловать в Мор! Точнее во второй мор, а если еще точнее то в Pathologic 2. Игра вышла еще год назад, но прошел я ее только сейчас, так как к такому жанру ходи-броди-говори относился скептически, но это оказалось совсем не то. Жанр этому шедевру - играбельная русская литература, точнее симулятор русской литературы, реализмъ, так сказать, во всей красе своих страданий и отчаяния. Одно уточнение, скриншотов будет много, но никаких спойлеров я тут не оставлю, они все чисто ознакомительные. Год в игре не указан, но общая стилистика указывает на первую половину 20 века. Главный протагонист - хирург Артемий Бурах, вы получаете тревожное письмо от отца с просьбой приехать в свой родной город, чему вы послушно следуете, но не сразу. Но остальные детали я скрою, этого вполне достаточно для начала, так как главный герой не воспринимается как нечто важное, ты не чувствуешь себя центром этого мира, с момента приезда ты можешь проспать и прошляться все 12 дней, но мир не будет ждать, он самостоятелен и самодостаточен, ты скорее будешь мешаешь тому, что неизбежно. Повествование ведется с помощью грамотной экспозиции в начале, показана ожидающая тебя катастрофа, что мотивирует игрока все немедленно, скорее исправить. В ход идут метафоры и аллегории, и порой трудно понять, что произошло, мистика или художественный ход, и самое главное, что это значит? Как это понять? Игроку дается шанс исправить второстепенные события,но он мелок, глуп и ничтожен, игра ни во что его не ставит и это то немногое, что игрок понимает. В городе начинается мор, и это главное действо толкающее сюжет, не ясно почему он появился, какова его причина и источник. Лечения нет,а врачей очень мало. Помощи по железной дороги тоже нет, государство находится в состоянии войны, дефицит товаров предсказуем. Время - главный ресурс, и он все более скоротечен с каждым днем. Спойлер: Три главных правящих семьи в городе, без оспойлеров Глава Дома Ольгинских, воплощение железной, прагматичной, но жестокой логики власти. Глава Дома Каиновых, воплощение идеалистического, утопического взгляда на мир, а для мора, значит, мертвого, не нужного. Увы, что иронично, у меня уже в тряпках и умирает, другого скрина не нашлось. Глава Дома Сабуровых, воплощение порядка, а если диалектически подойти, в условиях эпидемии - беспорядка. Все эти три семьи - враги друг другу настолько, насколько и друзья. Современные игры водят игрока за ручки, пылинки с него сдувают, ведь не дай бог современного зумерка-гамера убьют! Ведь он же божество, избранный, он морально не выдержит такого кошмара, он удалит игру! (По крайней мере, такое ощущение, что так думает разработчик). Мор же предпочитает иной поход, ей плевать на актера (игрока) и его привычку проходить все квесты на карте, привычку находить сундук в конце данжа, или другую некую награду. Все дела выполнить невозможно, всех ключевых персонажей спасти не удастся, мир мора постоянно меняется, преобразуется, как только ты думаешь, что все стало хорошо, все рушиться и требует иного подхода и жертвы. Эпидемия захватывает новые районы города, в мертвые районы сбегаются мародеры, и они не за плазмами идут, в 20-ом веке их нет, тут по другому вопросы решают, вас тут убивают. Зайду с козырей.. Иногда бездействие решит проблему, прохождение некоторых квестов приведет к смерти и наоборот. Иногда отказ помочь - дарит жизнь, иногда действия требуют жестокости, но мир не оставляет тебе довериться случайности, время от времени игра оставляет тебе подсказки. Главное очень внимательно читать и понимать подтекст. Пройдя игру и читая про прохождения других людей я был поражен насколько иначе я мог подойти к решениям проблем, позади осталась масса упущенных диалогов и сцен, а все потому, что ты никогда не сможешь успеть сделать даже половину из того, что хочешь, по крайней мере, при первом прохождении В тайгу по шпалам - это туда В Море довольно занятна механика смерти, игра с самого старта заявляет о себе как о театральной постановке, но постановка эта больше похожа на симуляцию, матрицу если хотите, если вы видите и ощущаете страдания и страдаете сами, то может это и есть реальность? Игрок умер? - значит он подвел себя и остальных, загрузка то будет, но последует и наказание. Вас могут не только банально лишить показателей жизни или ускорить метаболизм, но лишить возможности обнимать, например, добавит в мир новых странных персонажей и наградит вас особой концовкой. Каждая смерть вынуждает по новому подходить к действиям, вы учитесь на свои смертях, но эта учеба будет обходиться очень дорого, несмотря на это, стоит доиграть, даже несмотря на третий десяток смертей. Что бы не случилось - так и должно быть. Ночной Петербург прекрасен! Но по утрам спокойнее. Мор будет убивать тысячами ежедневно, у вас будет 12 дней на нахождение лекарства, не более, но не только этим вам придется заниматься, мысль о смерти вынуждает вас постоянно находить баланс между жизнями других и своей, постоянный голод, жажда и возможность заразится самим будут постоянно толкать вас на моральные дилеммы. Эпидемия постоянно торопит, такого стресса я еще не испытывал ни в одной игре, приходится планировать маршруты досконально, ресурсы нужны все и понемногу, а значит нужно планировать их добычу. Кому-то придется умереть, и это не всегда ваш выбор, если ваш выбор дать кому-то жить, то он тоже может умереть, даже если вы все сделали правильно. И это честно, мор не дает никаких гарантий. Все мысли в течении дня заносятся в отдельное меню, очень удобно, так как все происходящее запомнить невозможно, игра дает возможность лучше спланировать следующие действия, заставляет подумать, оставляет подсказки. Мир открыт, игрок может зайти в любой дом, ограбить любую комнату, что естественно ухудшит отношения с горожанами, но только в определенном районе. Зато в мертвых районах можно заниматься мародерством без штрафа, причем во время эпидемий это делать прибыльнее, но так еще опаснее. Торговать можно с любым человеком, в лоре игры это городская традиция, обычай. Поэтому собирать стоит любой мусор, все пригодится. Дефицит тут тотальный. В игре есть списки ключевых персонажей, каждый имеет свою роль ("свою линию") в понимании того, что происходит, а понимать по началу вы будете ничего. Этот "Список" - тех кого желательно спасти, так как вы не знаете кто из ник какую роль сыграет, порой приходится исходить из личных симпатий, и бегать от дома к дому, по чумным районам, или наполненным мародерами , чтобы накачивать больных драгоценными лекарствами, будучи голодным и истощенным, в надежде, что они продержаться еще ночь. Жителей города условно можно разделить на детей, обычных граждан, которых большинство и меньшинства, -степной, диковатый народ с собственным уставом, обычаями и нравом. Первых не стоит недооценивать, они "правят" некоторой частью жизни города, хороши для меновой торговли, о которой в конце. К последним стоит отнестись с осторожностью, чудаковатый язык и культурная пропасть может скрыть суть вещей, о которых они говорят и делают. Это я описал не случайно, это поможет лучше понять игру, не примите это за спойлер. Спойлер: Просто скрины жителей Посмотреть вложение 39871 Что важно понять, эта игра не для всех, она раздражает, наказывает вас за все глупости и ошибки, порой в нее совсем не весело играть. Она требует от игрока эмпатии, иного подхода и взгляда на игры. Однако, она очень увлекает и завораживает своей необычностью, непредсказуемостью сюжетных и игровых поворотов. По поводу диалогов и прочего текста. Bethesda на полном серьезе хвалиться тем, что их левл-дизайнеры пишут текст для лорных книг и диалогов, пока их работа еще не требуется в большом масштабе. Они рассказывают это игрокам, которые вероятно должны восхититься таким бизнес подходом. Дизайнеры уровней пишут текст Карл! Но текст должны писать писатели, а дизайнеры уровней должны делать уровни. И Ice-Pick Lodge это наглядно показали. Чтобы удостовериться в этом, вам нужно опробовать все самим. По поводу сложности, очень желательно пройти игру на том, который советуют сами разработчики в начале игры, он очень сложен, но он атмосферен и на удивление хорошо сбалансирован. Единственное что может отбить желание играть на нем - это не знание механик самой игры, но ниже я оставлю некоторые советы, без особых спойлеров для тех, кто захочет попробовать игру, но я бы порекомендовал попробовать без них. Спойлер: Советы 1) - Не ешьте любые орехи и изюм, скупайте их в магазинах за деньги, они не дороги и обменивайте все это у детей на то, что вам нужно. Дети лучшая цель для торговли. Еще они любят мелки, украшения, крючки и шарики и прочую дребедень. 2) - Огнестрел в игре есть, стоит купить за 3 тысячи револьвер у торговца, которого вы должны найти сами в первый день, но торопитесь, так как он не будет ждать больше 2-3 дней. Без оружия игру можно пройти, не придется обмениваться у детей на патроны. Это плюс 3) - Скупайте в магазинах одежды все, что связано с шитьем, одежда быстро изнашивается если ходить по зараженным районам или драться с бандитами. 4) - Лимоны и кофе хорошо подавляют усталость, скупайте их, но кофе дорого и отнимает здоровье 5) - С начала игры копите разбитые ампулы, грязные бинты и забытые имена (что-то типа паспортов мертвых людей), каждую ночь после посещения театра и просмотра пантомимы открывается магазин мертвых вещей, там все это обменивается. 6) - Когда попадете в район с мародерами, не стреляйте из огнестрела на улице, сбежиться большая толпа и вас отпиздят. 7) - Собирайте все травы, что можете найти, ночью их хорошо видно, днем их хорошо слышно. Еще собирайте пустые бутылки в мусорных урнах, и копите воду, нужно будет много воды. 8) - Органы можно продавать определенному торговцу, но законы городе не позволяют вскрывать тела, падает отношение, имейте в виду. 9) - Совсем уж абузная тема, но если вам надоела темнота, можно подкрутить настройки гаммы. 10) - Ежедневно посещайте свою смену в клинике, тратится время, но оно того стоит. Для аутентичности... На этом все, в заключении хочу сказать, что сама идея данной статьи появилась после информации, что продажи игры провалились, несмотря на "крайне положительные" отзывы в стиме, разработка длс приостановлена и сейчас студия пока занимается игрой для телефонов, поэтому хотелось, чтобы наибольшее количество людей узнали об этой игре. Она помогает лучше понять себя, напомнить о важности сострадания и всего прочего, что вы и сами найдете, или не найдете. Это шедевр и одна из лучших игр, в которые я когда либо играл. Напоследок оставлю еще скринов, почему бы и нет. Спойлер: клац Посмотреть вложение 39895
Честно говоря, если по теме - обращение к нашей местной "степной" теме, мне лично, действительно кажетса очень интересным и вот прям очень хочется поиграть. Но, не смотря на то, что Мор, действительно, прослыл такой вот игрой "искусством", опять же - мне лично, хочетса поиграть, но колетса. Не знаю, верю я почему-то, что это правда будет такое же искусство как другие игры, заслуживающие подобного звания - вроде серии СХ, например, то же в некоторой степени использующей темы мистики и психологии.
да, тяжеловато в нее начать по какой-то причине сперва, даже закрывал пару раз от фрустрации, но если врубиться в механики, пойдет как по маслу. Геймдизайн непривычен.
Николай Дыбовский гений. Ice-pick lodge всегда умели создавать удивительные миры. Сама концепция Мора, пост-апокалиптического города среди цветущих степей прекрасна. Первый Мор тоже хорош. Попробуй Тургор -- вещь.
День подошел к концу, благодаря вашим своевременным усилиям, люди которые старались помочь вам в ваших трудах не успели подвергнуть себя опасности. В театре маски репетируют новую пантомиму.
На ютубе есть шикарное прохождение, канал Tesler, зачитывает все диалоги отыгрывая роли... Смотрел на одном дыхании, много нового узнал про игру и лор...
Забагованная помойка,в принципе как и оригинал,только оригинал вышел лет 15 назад а это гавно недавно,тем кто пропустил оригинальный мор смело скипайте, всё удовольствие похериться под бахами
Ни одного бага не встретил, может они были на релизе, но сейчас их не нашел. Я скипнул первую часть, когда увидел графоуни, искусство искусством, но графика должна быть на уровне
Смотрел все прохождения на канале TESler'a. Шикарная игра, каждое прохождения уникально постоянно будет раскрывать новые секреты этого степного города. По сути это ремейк первой части, многократно улучшенный. За игрой не следил, но на выходе второй части был доступен только один игровой персонаж (три в оригинале) Так же советую поиграть в не менее шедевральные игры: "Тургор: Голос Цвета (The Void)" и в "Тук-Тук (Knock-Knock)" от этой же игровой студии.
Однозначно плюс. Но игра я так понял не для всех и без этих вот пиу пиу тыщ тыщ тррр та та пук взрыв бежать быстрее ты дыщ.
Ну народу там можно нарезать-настрелять достаточно. Мили боевка довольно примитивна, зато какая сексуальная перезарядка оружия! Особенно револьвера, иногда специально разряжал ствол, чтобы посмотреть как г.г. медленно вставляет пульки в барабан. Я честно не знаю, какой типаж человека определить, чтобы точно сказать, для кого эта игра. Сейчас узнал, что ее даже папич прошел до конца и она ему очень понравилась, а этот тот еще "инфантилист-мизантроп", которому все нужно побыстрее. Казалось дропнет сразу, но нет, доиграл. Поэтому никогда не знаешь, понравится конкретному человеку игра или нет, а он и сам не знает, поэтому надо пробовать, обязательно!
удивлен почему в треде еще нет ни одного возмущенного аристократа, мол, игры не искусство и не культурно совсем, онли для маргиналов;
Если допилили то хорошо,это по сути не вторая часть а ремастер первой,просто первая была хорошей игрой на релизе для своего времени,а это на релизе вышло как кал из жопы,вообще кому интересно у зулина много контента по мору,кто не играл советую ознакомиться
Спасибо за такой развернутый обзор, заслуженный + . Видно,что человек искренне своим нутром проникся игрой. Заинтриговал. Посмотрел прохождение у теслера, мне понравилось. Придется скачивать и не спеша осваивать.
со вторым мором зафейлили. даже интервью от разрабов слушал с допущенными на их взгляд ошибками и почему игра не зашла.
Я массу статей прочитал, там одно и тоже, денег мало, мы маленькая инди студия, ориентируемся на скудную аудиторию, произошел кризис и тд, имхо, провал был ожидаем. Но со стороны игроков там либо баги, которые были на старте, либо слишком сложно. Я, если честно, не понимаю почему люди не могут разобраться с едой и перестать умирать с голодухи. Если есть проблема, - иди гугли решение, как и где добывать еду, делов то. Но нет, мы идем на форумы или стим и начинаем там ныть, почему же так сложно, сделайте мне просто. По поводу багов, сейчас 2020 год уже, но кому-то все еще не понятно, что играть в свежие релизы эта такая себе идея (особенно если маленькая студия), это не нормально, но такова реальность, лучше подождать патчей