\

Дети | Воспитание

Тема в разделе "Интересные и удивительные вещи", создана пользователем whatare, 16 ноя 2017.

  1. whatare

    whatare

    Рега:
    2 янв 2013
    Сообщения:
    395
    Шекелей:
    5G
    Karma:
    4
    Gold:
    5
    Недавно прочитал размышления детского психолога по-поводу деградации общества с юных лет.


    Я детский психолог, и временами жутко устаю. Моя главная проблема — родители моих маленьких клиентов, которые сами их уродуют. Ведь все проблемы – из детства, а точнее – от родителей. Они – пример подражания для ребенка.


    Вот не знаю — это лично мне так «везёт» или и в самом деле чуть ли не у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства (именно так ко мне приходит большинство клиентов), диагноз один: окружающие взрослые — идиоты.

    1. Четырёхлетний мальчик ведёт себя агрессивно, кидается на других детей на площадке и обижает младшую сестрёнку. Уже через десять минут общения с его мамой и отчимом всё становится очевидно. В семье даже взрослые не знают слов «извините», «пожалуйста» и «спасибо», у них принято общаться с помощью ора друг на друга, обещаний «щас как врезать» и так далее. Самое ласковое, что при мне сказали ребёнку — «Заткнись, гадёныш!» И вообще, отчиму ребёнка (стареющему гопнику, которому по паспорту за сорок, а по уму — лет 13–14) кажется, что научить малыша на любые слова бабушки отвечать «Заткнись, с*ка старая!» — отличная остроумная шутка. В общем, нет у мальчика никаких расстройств, просто на родителей похож.

    2. Шестилетняя девочка Саша говорит о себе в мужском роде и пытается всех убедить, что она мальчик Саня. Расстройство гендерной идентификации? Ничего подобного. Просто папа с мамой хотели второго сына и с младенчества твердят дочери, как жаль, что она не родилась мальчиком, на любое проявление слабости говорят: «Что ты как девчонка?!» (ничего, что ваш ребёнок вообще-то и есть девчонка?!), а просьбу купить красивые туфельки воспринимают как признак, что дочь вырастет проституткой — это слово она уже отлично знает. Со старшим братом девочки при этом носятся как с писаной торбой: он же мальчик. У Саши, естественно, два выхода: либо навеки признать себя человеком второго сорта, либо пытаться хоть как-то стать человеком первого сорта. Она выбрала последний вариант, и это совершенно нормально для человека со здоровой психикой (пусть и маленького). Ненормально — так загадить умненькой и не по годам развитой девочке голову ещё до школы!

    3. Первоклассник постоянно пытается лезть к другим детям в трусы, пристраивается сзади, имитируя половой акт, и уговаривает девочек станцевать стриптиз… Повышенный интерес к этой теме в таком раннем возрасте может быть симптомом нескольких больших проблем. Либо ребёнка развращали, либо у него серьёзный гормональный сбой (взрослый гормональный набор в теле ребёнка), либо некоторые проблемы с корой головного мозга… Однако выясняется, что просто папа ребёнка считает совершенно нормальным в присутствии сына смотреть на компе порно: «А чё такого, он же маленький, не понимает ничего. А если и понимает — пусть мужиком растёт, гы-гы-гы».

    4. Десятилетняя девочка буквально ненавидит всех мальчиков и любые намёки на межполовые отношения, на соседа по парте, который сказал, что она красивая, налетела фурией и разбила ему нос. Выясняем, что вся ситуация возникла из-за мамы девочки. Это мать-одиночка. Женщина с бурной, но не очень счастливой личной жизнью. Череда «новых пап», некоторые из которых не продержались и трёх месяцев (а один из них девочку ещё и бил), и «мы с ней как подружки, я ей всё-всё рассказываю». То есть мама сделала дочь конфиденткой. Ребёнок с раннего детства в курсе, у кого из маминых «дядь» проблемы с потенцией, у кого — ревнивая жена, подкарауливающая маму на работе у проходной (после этого на лицо пришлось накладывать два шва), кто «жмот, даже колечко не купил», от кого она сделала три аборта и так далее. Мама искренне считает, что готовит девочку к взрослой жизни. Девочка считает, что «взрослая жизнь» — это только бесконечные разборки с чьими-то жёнами, аборты, проблемы с потенцией, и в гробу всё это видела (и её в данном случае сложно не понять).

    5. Десятилетний мальчик. Редкий случай: ребёнка привела мама. С запросом «Сделайте что-нибудь, он раздражает отца» (вообще, поиск «кнопки», на которую можно нажать, чтоб ребёнок стал удобным — любимая тема родителей, которые приводят детей сами). В общем, ситуация почти классическая: папа время от времени находит новую любовь и уходит к ней, потом мама «отвоёвывает» его обратно борщами и шёлковыми халатиками, некоторое время в семье идиллия, а затем всё повторяется. Промежутки становятся всё короче, а ребёнок вообще «всё портит» — относится к папе как к папе, а не как к восточному падишаху. Недавно — подумать только! — попросил страдающего от похмелья родителя помочь ему решить задачу (был обматерён и получил такой подзатыльник, что улетел к стене). Ответ «Лучше, блин, папе выпишите целебных пенделей!», понятное дело, в рамки профессиональной этики не входит, но это едва ли не главное, что в данном случае приходит в голову.

    Все описанные случаи — буквально за последний месяц. Пока все эти (и многие им подобные) дети — лишь нормальные малыши, которым не повезло с семьёй. Но пройдёт совсем немного времени — чужие дети, как известно, растут очень быстро — и они превратятся во вполне взрослых, сформировавшихся упырей, которые будут калечить уже следующее поколение малышей. И как остановить этот конвейер по производству моральных калек — я не знаю.

    Довольно-таки интересные размышления, отражающие современные реалии, отсутствие усилий правительства в плане просвещения общества в вопросах организаци семейной жизни, экономики. Вообще экономика - это наука о правилах ведения домашнего хозяйства, правилах организации семейной жизни. Первый труд на эту тему был написан Ксенофонтом - основоположником экономики. Во второй части этой книги Сократ рассказывает о своём разговоре с Исхомахом, которого ставит в пример, как "по праву носящего название прекрасного и хорошего человека". В начале беседы с Сократом Исхомах рассказывает о целях брака, обязанностях жены и мужа, домашнем благоустройстве и значении в нём хорошей хозяйки.

    Последний труд, который посвящён теме семейной жизни - это наш, отечественный домострой. Приведу коротенькую выдержку, чтобы стало понятно

    Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоту душе твоей. И не ослабей, бия младенца: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, бия его по телу, душу его избавишь от смерти.
    Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет — скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой.


    Сильвестр - Домострой, Глава "Как детей учить и страхом спасать"

    Можно только догадываться: насколько суровыми были те времена, когда писался домострой...

    На сегодняшний день изложено много размышлений на тему обращения с детьми. Большинство авторов - психологи. Так, например, у Эрика Эриксона есть размышления по-поводу того, какие стадии психологического развития проходит человек.

    Младенчество
    От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.
    Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
    Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка). Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

    Раннее детство
    Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей ( передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.
    Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».
    При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

    Возраст игры, дошкольный возраст
    Третий период - «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».
    Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.
    Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

    Школьный возраст
    Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
    Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.
    Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.
    Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.
    Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.
    Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

    Юность
    Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
    Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.
    Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
    Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.
    Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
    Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

    Словами, размышлениями сыт не будешь. Детей нужно научать посредством взаимодействия с ними. Для этого необходимо знать как организовывать интерактивные процессы. Только вот подходы к воспитанию девочек и мальчиков должны быть разными. Если с мальчиком всё понятно, то с девочкой - не совсем. Девочка требует большего внимания и ухода, чем мальчик.
    [​IMG]

    Например, необходимо хорошо следить за тем, чтобы у девочки не было искривления позвоночника.


    Установлено, что искривление позвоночника у девочек случается значительно чаще, чем у мальчиков. И для девочек оно более опасно. Дело в том, что позвоночник непосредственно сочленен с тазом и вскоре его искривление неминуемо приводит к нарушению равномерной нагрузки на таз. Вследствие этого таз, "приспосабливаясь" к новым условиям, компенсирует неравномерную нагрузку сменой своего положения: он наклоняется в ту или иную сторону. Поскольку формирование таза заканчивается в период половой зрелости и к 15-16 годам кости еще очень пластичны и податливы, то искривление позвоночника в конце концов может привести к стойкой асимметрии самого таза.
    Смена формы таза, углов наклона его костей (лобковых дуг, крестца), характера сочленения между позвоночником и крестцом может в будущем привести к разнообразным усложнениям во время родов. Поэтому с первых же дней отведывания школы необходимо следить за тем, чтобы девочка сидела за партой и столом правильно.

    ***

    Девочку нельзя перегружать физической работой. Начиная с первого класса, её необходимо приучать к всяким обязанностям, которые выполняются в порядке помощи взрослым: убрать и помыть посуду, подмести пол, вытереть мебель, самостоятельно распределять свои вещи и следить за их состоянием (пришить пуговицу, которая оторвалась, почистить обувь и т.д.). В старших классах круг обязанностей девочек постепенно должен расширяться. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы девочка выполняла тяжелую физическую работу, особенно связанную с подниманием и перенесением тяжелых предметов и пребыванием в неудобном согнутом положении, с длительным пребыванием на холоде и т.д.


    О. Г. Пап, Б.Й. Школьник - Гигиена женщины, с.30,33


    Чтобы организовывать интерактивные процессы, когда мальчик достигнет школьного возраста, можно использовать школьные учебники по труду, технологии. Чтобы организовать воспитательный труд девочки, необходимо руководствоваться не только новыми учебниками по обслуживающему труду, но и вспомнить старую школу. А именно домоводство. В интернете можно найти учебник по домоводству, я лично на рутрекере качал.

    Процесс воспитания - это система воспитательных мероприятий, направленных на всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Когда-то в Древней Греции употребляли понятие "Калокагатия", означающий гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. К физическим и нравственным достоинствам сегодня следует добавить и умственные.

    Подводя черту над вышесказанным, хотелось бы сказать, что в этом направлении нужно развиваться. Ведь до того времени, пока ребенок не родится, потребности в разборе этих вопросов не возникает. И только попадая в конкретную ситуацию (когда ребенок рождается и нужно что-то делать), человек ищет способы разрешить эту ситуацию. Т.е. спрос рождает предложение. Тем не менее целесообразней хотя бы в общих чертах ознакомится с семейной жизнью и её проблемами, задачами, чтобы заранее знать на что идешь. В интернете есть много литературы по-поводу воспитания (сказкотерапия, семейная психология, теория социального научения, "Игры, в которые играют люди", психосоциальная теория Эриксона и т.д.). Ибо потом могут родится "нежеланные" дети, которые в какой-то момент станут бременем, якорем, как для многих родителей, которым дети поперек горла в жизни стали (а таких достаточно много). Это ведь не собачку завести. На ребенка идут огромные расходы и усилия по воспитанию, много времени. С этой целью нужно грамотно организовывать своё время и вести семейный бюджет.
    Жизнь - это в большей мере итерационный процесс, требующий жесткой дисциплины, как в армии. Тем не менее есть выходные и праздники, которые делают жизнь трудяги хоть немного разнообразной. Хорошо, когда в семейном бюджете есть статья расходов "Развлекательная программа на выходные". Ведь надо отдыхать не только самому, но и организовывать отдых для всей семьи. Это могут быть походы в какие-то заведения или поездки на природу, на море, в санаторий (типа Трускавца или Ессентуки). Можно сказать, что организация и проведение Event-мероприятия на выходные или на праздники - это тоже работа. Но, как говорится, отдых - это смена деятельности.
     
    Последнее редактирование: 16 ноя 2017

Поделиться этой страницей