Инфраструктура техномагии

Тема в разделе "Королевство Live", создана пользователем RusTAHK, 20 дек 2018.

  1. RusTAHK

    RusTAHK

    Рега:
    10 сен 2013
    Сообщения:
    19
    Шекелей:
    5G
    Karma:
    17
    Gold:
    5
    Современные технологии и прогресс критически зависимы инфраструктуры и практически не могут существовать без неё. Многие посты Дефо начиная от недавнего видео про ржавеющий в прямом смысле Буран и заканчивая мини-сериалом “Как выжить при регулярных газовых выбросах” напрямую связанны именно с этим, а точнее её отсутствием.

    Отсюда и далее я постараюсь разобрать примерную картину как строится что-то чуть сложнее производства кирпичей из навоза по дедушкиному рецепту. Немного о том что техномагией не является, но со стороны может показаться иначе.

    Начну издалека. Сначала стоит собственно отметить что любая современная технология в общем смысле это не какой-то пакет документации или чертежей, и даже не завод который производит какие-то вещи связанные с ней. Технология сейчас является фактически связкой ОГРОМНОГО числа вещей и цепочек. К ним относится практически всё. Это добыча ресурсов (которая сама по себе включает непосредственно сбор/обогащение/обработку/выплавку и т.д.), логистика (доставка и хранение сырья, промежуточной и наконец финальной продукции), инженерную (весь софт в котором это происходит, компьютеры, разнообразные промышленные лаборатории и прочее), технологическую (уже сами заводы и фабрики, свои для каждого этапа) и поддержку (бухгалтерия и управление).

    Тут несложно заметить что практически каждый из элементов в свою очередь вызывает аналогичные цепочки, что в общем создает огромную взаимосвязанную паутину. Чем сложнее изделие, тем больше эта паутина. Легко представить пример: если взять какие-нибудь глиняные изделия, то вся паутина может сжаться до 1 человека – пошел накопал глины, нарубил дров, кое-как слепил и обжег. Если взять например более продвинутую технологию уровня средневековой ковки то она уже намного обширнее, как минимум это шахты для добычи угля и металла, изготовление инструмента, выплавка железа и уже наконец ковка. Описать цепочку изготовления какого-нибудь простого микроконтроллера целиком уже очень сложно. Предельно сложный но всё еще доступный для охвата и понимания (и оттого используемый в играх) уровень это как раз средневековая ковка. Не больше.

    Непосредственно прогресс напрямую связан с возможность разрастания этих цепочек зависимостей и включения в них чисто интеллектуального труда и целенаправленных исследований. Грубо говоря, раньше кузнец просто замечал что если в металл покрошить немного угля то он будет чуть другим и делился (а может и нет) этим знанием с учеником, то сейчас такого рода вещи проводятся целенаправленно и в двух важнейших направлениях – фундаментальном и прикладном. В фундаментальном случае, целью обычно является попытка описать какие-либо природные явления без явной цели их использовать, а в прикладном случае обычно уже более-менее известные вещи используются в качестве инструментов для достижения целей вроде сделать диод чуть ярче, транзистор чуть меньше, а композит для самолета чуть легче.

    Полученные на предыдущем этапе вещи уже используются для проектирования которое тоже в целом делится на две ветви – что мы хотим сделать и то как мы можем это сделать. И вот где-то в этот момент уже появляется техномагия, потому что обычно только очень ограниченное число (от единиц до нескольких десятков тысяч человек на весь мир в рамках одной узкой технологии, обычно сотни-тысячи) всё еще действительно понимают всю картину в деталях - начиная от базовых исследовательских данных и заканчивая актуальными проблемами производства. Обычно (Не в России) они и занимаю должность руководителя, по крайней мере технического директора или аналога.

    А теперь к самому интересному – каждый из описанных выше этапов требует людей и денег, причем чем более передовая область, тем он дороже как в плане зарплат и расходов, так и в плане подготовки кадров., и рост тут практически экспоненциальный. Опять таки на примере: для работы с металлорежущим станком и умеренной точностью сейчас можно обучить среднего человека за 2-4 года профессиональной подготовки, для рабочих рук в исследованиях или полупроводниковом производстве нужно уже лет 6 университета минимум, а для средне-высшего звена нужно уже от 10 лет (6 лет университета и еще года 4 аспирантуры), специалисты же высшей квалификации товар штучный. Подготовка всего этого персонала требует деньги, просто невообразимую кучу денег. Чем выше в иерархии специалист тем он дороже в подготовке, реже и востребованнее.

    А теперь вернемся к инфраструктуре. Обеспечение всех этапов и всех элементов этой технологической паутины требует непрерывных вложений огромных сумм, которые могут окупиться лишь через большие промежутки времени от нескольких лет в случае изменений производственных процессов, десятков лет для общих прикладных исследований и сотен (и если б я шутил) в случае фундаментальных вещей, в разных областях немного разное время. Почти все достижения прогресса доступные обывателю сегодня, находились в процессе разработки достаточно давно. Это легко проверить, достаточно открыть например выпуски Science или Nature о где-то 1980-1990ых и вы увидите (ВНЕЗАПНО!) описания вещей ставших основой вещей которые продают сегодня. На основе этой инерции строятся так называемся дорожные карты технологии (roadmap), их легко найти и увидеть что сейчас верхней запланированной границей в основном стоит 2030-2050 годы. То есть уже известно какие достижения прикладной науки будут использованы в производстве. И я думаю в контексте этого сайта можно не уточнять как в России обстоят дела с долговременными вложениями.

    С точки зрения всего этого можно посмотреть на то что мы имеем. Сложно спорить что советская технологическая паутина имела огромный масштаб. Наиболее сложные технологические цепочки вершиной которых являлось нечто грандиозное, вроде космического корабля схлопнулись первыми. Следом за ними просыпались остальные, остановившись (а кое-где и не остановившись) в процессе лавинообразного разрушения лишь на самых низших уровнях. Остались лишь те которые были востребованы (кем и почему вопрос отдельный и обсуждается тут постоянно) и которые получили минимально необходимые для выживания ресурсы.

    Поскольку непрерывный процесс подготовки кадров (и перехода с уровня на уровень) также был практически целиком остановлен, имеющиеся специалисты высшего и среднего звена либо уехали (как было отмечено, чем выше квалификация тем выше стоимость) либо в большинстве состарились и/или умерли. Также, тут немаловажным является и то что чем сложнее работа и чем большей вовлеченности она требует, тем меньше специалист должен волноваться о бытовых проблемах и это напрямую связанно с зарплатой. Большинство подготовленных людей которые не уехали просто вышли из своей области исходя из банальных финансовых проблем.

    Без людей и постоянной поддержки почти все превращается в бесполезную груду хлама. Можно было бы увести за рубеж и корабль и стартовый стол и вообще всё что угодно, но в качестве отдельных разрозненных элементов они имеют ценность равную стоимости драгметаллов внутри, потому что вместе с ними нельзя увести команды поддержки, заводы и все прочее. А без них это просто ведро с болтами и настоящая техномагия для тех кто остался рядом с ними, потому что всех кто понимали как именно это работает уже нет рядом, а для того чтобы разобраться уже нет возможности, потому что это требует огромных затрат и опять таки создания всей сопутствующей сети.

    Другой стороной оказалось практическая неспособность обеспечить качественную работу предприятий вплоть до настоящего момент – пердящий в небо НПЗ хороший пример этого. С чисто прагматичной точки зрения невозможно (или нецелесообразно) привезти/создать/обучить такое количество людей и сопутствующих производств чтобы обеспечить правильную и безопасную работу не имея цели создать долгосрочные вложения. В разы дешевле просто работать как есть или с минимальными вложениями, которые окупятся не через 20-30 лет с огромным шансом потерять их до момента окупаемости, а получать результат практически сразу (хоть и меньший). Побочным эффекты этого хорошо известны.

    Короче говоря это действительно почти Вархаммер, только тут тех кто начинает разбираться не казнит инквизиция а они просто уезжают.
     
  2. JohnyRebel

    JohnyRebel

    Рега:
    23 дек 2012
    Сообщения:
    49
    Шекелей:
    10G
    Karma:
    11
    Gold:
    10
    я думаю, что для прогресса надо что бы с низших низов предприятия заканчивая высшими (что взаимосвязано в принципе) были экспортно-ориентировочные. ведь на экспорт сырья задействовано минимум человеческих усилий, на экспорт готового изделия - максимум. больше предприятий-больше рабочих мест - большая востребованность в рабочей силе - конкуренция на рабочем рынке - большая зарплата на основании большего количества денег которые наполняют страну с помощью продажи и привлечения капитала в ту же страну. т.е., пример приведу, раньше продавали семена подсолнуха, для того что бы продать семена нужно было всего немного. ввели акциз для продажи семена на экспорт, но мотивировали около нулевым акцизом на экспорт растительного масла, вместо первого, делали второе, а это дополнительные рабочие руки и техническое востребование по производству + дополнительная маржа за товар = дополнительная прибыль которая остается внутри страны что ведёт за собой обогащение народа.
     
  3. Эльф Таёжный

    Эльф Таёжный советский скиф-тролль-ватник

    Рега:
    21 сен 2017
    Сообщения:
    1.519
    Шекелей:
    1.980G
    Karma:
    845
    Gold:
    1.980
    Нужно вернуть славную советскую традицию, что при выезде на работу за границу ты должен вернуть государству за образование.
    P.S. Эх ведь мог бы быть и депутатом...
     
  4. F3x111TsSL

    F3x111TsSL (10000W)

    Рега:
    3 июн 2009
    Сообщения:
    4.604
    Шекелей:
    1.075G
    Karma:
    407
    Gold:
    1.075
    автор используй картинки
     
  5. Kplay

    Kplay

    Рега:
    1 дек 2014
    Сообщения:
    545
    Шекелей:
    35G
    Karma:
    92
    Gold:
    35
    блин, как ты умудрился все написать это без возммжности испрвляить ошибки
     
  6. Alaphest

    Alaphest VIP

    Рега:
    22 окт 2009
    Сообщения:
    147
    Шекелей:
    13.690G
    Karma:
    25
    Gold:
    13.690
    Только если уехал работать по профилю.
     
  7. F3x111TsSL

    F3x111TsSL (10000W)

    Рега:
    3 июн 2009
    Сообщения:
    4.604
    Шекелей:
    1.075G
    Karma:
    407
    Gold:
    1.075
    в блокноте?
     

Поделиться этой страницей